Малашенков, А. А. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Фёдорова]. - Мурманск : МГПУ, 2010. – Ч. 1. – 280 с.

Родные и чужие: притяжение и отталкивание. Семейная структура в своем психоло­ гическом поле порождала как множество внутренних токов, связностей и коалиций, так и воз­ мущений, разрывов и надломов. Существование двух родственных семейно-родственных групп вовсе не гарантировало их симпатию друг к другу, наличие конструктивного и близкого обще­ ния. Такая же картина возникала и между неродными группами: симпатии и привязанности могли или появляться, или нет. Что же двигало колянами при выборе объекта общения в повсе­ дневной жизни - родная кровь или индивидуальный выбор? При ответе на этот вопрос большой интерес представляет изучение состава восприем­ ников и поручителей. Восприемники выбирались при рождении ребенка (два крёстных - отец и мать). Поручители же представляли жениха и невесту (по два от каждого) на свадьбе. Имена поручителей и восприемников вписывались священником в метрическую книгу. Кого же выбирали коляне на ответственные роли при крещении и венчании? Анализ данных позволил выявить, что в обоих случаях коляне предпочитали приглашать чужих (табл.44,45). Причем в случае с восприемниками эта тенденции выражена сильнее. Удельный вес родственников - и по восприемникам, и по поручителям - с каждым десятилетием стано­ вился все меньше. Это означает, что параллельно родственным связям успешно развивались и функциони­ ровали внеродственные связи, благодаря чему сама семейная структура приобретала далеко не упорядоченный, разновекторный характер внутренних отношений. Некрополь: мнкромодель городского социума. Своеобразной идеальной репрезента­ цией городского социума становилось кладбище, являвшееся не просто местом упокоения го­ рожан после смерти, но и формой индикации семейной идентичности, способом обозначения семейного статуса. Сравнительный анализ сословных структур живущих и похороненных на Кольском го­ родском кладбище лиц выявляет их заметную похожесть (табл.22). Это подтверждает мысль о том, что некрополь г. Колы - микромодель городского социума. Использование некрополя в качестве своего рода ретранслятора определенных идей и позиций требовало применения особого языка погребальной обрядности: прежде всего, через качество и форму самого надгробного памятника, посвятительную надпись, устройство участка семейных захоронений, выбор места на кладбище. Старинное кольское кладбище дошло до нас в крайне неполном виде (см. Некрополь). Проведенная реконструкция (на основе полевых исследований, изучения фотографий и бесед со старожилами Колы) позволила выявить определенные его контуры (см. прил. 12). В центре расположенного на острове погребального комплекса находилась Троицкая церковь. Поблизо­ сти с храмом были похоронены наиболее заметные деятели Колы: священник Г.К. Терентиев с женой, купец В.А. Лоушкин с дочерью, городской голова М.В. Хипагин , уездный исправник В.И. Смирнов. На их могилах были установлены капитальные каменные памятники, сохранившиеся до сих пор. В южной части острова находились привилегированные участки известных кольских семей Базарных, Жеребцовых, Иевлевых, Покидиных, Хохловых, Шабуниных. По всей видимости, северная часть острова была менее престижной частью кладбища. Здесь, на окраине, были похоронены норвежцы Шершеты, чье лютеранское вероисповедание входило в противоречие с православными традициями Колы. Из захоронений известных колян в северной части кладбища мы встречаем только Сусловых, Зайковых и Чертовых. Скорее все­ го, им не хватило места на уже поделенной южной части кладбища. Судя по имеющимся фотографиям и воспоминаниям очевидцев, основным видом над­ гробного памятника являлся деревянный крест. Установка в Коле каменного надгробия объек­ тивно предполагала подчеркивание статусной позиции похороненного человека и его семьи, вне зависимости от сословного положения. Из 23 дошедших до нас каменных надгробий 2 принадлежит лицам из купеческих семей, 7 - из мещанских, 6 - из крестьянских, 3 - из духов­ ных, 2 - из колонистских, 1 - из чиновничьих и 1 - неопределенный. 6.4. Динамика родственных и неродственных связей 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz