Малашенков, А. А. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Фёдорова]. - Мурманск : МГПУ, 2010. – Ч. 1. – 280 с.
п к морю, наводнениями, изменением русла реки. Причем наиболее устойчивым моти вом рассказов, связанных с водой, станови лись именно плывущие по воде гробы, вы мываемые водой человеческие останки. В частности, еще в XIX в. эти истории слышал от местных жителей поэт К.К. Случевский. Похожие предания продолжали пересказы ваться и в 1930-е гг. Некоторым объяснени ем данному факту служит то, что с XVIII в. Кольское городское кладбище находилось на острове и действительно страдало от кон тактов с водой. Но более важная причина столь трагичных, ассоциирующихся с водой, переживаний представляется более широко: насущная необходимость заниматься рыб ным промыслом в море превращала воду для многих жителей Колы во вполне конкретное место борьбы за жизнь. С морем, с морской стихией, связывалась не только надежда ма териальной обеспеченности, но и горечь че ловеческих потерь. Представления колян об истории своего города были довольно смутными. Возраст Колы никогда не определялся ими точно, но нередко измерялся весьма значи тельным историческим промежутком (в «ты сячу лет», «восемьсот лет» и т.д.). В отдель ных преданиях первопоселенцами Колы местные жители считали не столько помо ров, сколько лопарей и ссыльных. Захватывающими, порой, предания ми обрастали судьбы сосланных в Колу пре ступников. Например, о Л.И. Саноцком жи тели города говорили, что у него был роман с «княгиней Горчаковой», что за участие в убийстве кого-то из членов царской семьи он был приговорен к смертной казни, кото рая потом была заменена пожизненной ссылкой в Сибирь, откуда тот якобы бежал. После того, как преступник вновь попал в руки властей, он был сослан в Колу. В дей ствительности, согласно документам, Л.И. Саноцкий был направлен на поселение в Колу за попытку хищения купеческих това ров. В Коле он женился на унтер-офицер- ской дочери А.М. Горячевской, которая, по- видимому, благодаря созвучию фамилии трансформировалась в памяти колян в «кня гиню Горчакову». Центральное место в исторических представлениях колян занимала борьба с врагами. В народной памяти воспроизводи лась информация о реально произошедших событиях - нападениях на Колу шведов и англичан. Все они в различных вариациях свидетельствовали о смелости и закалке предков, их способности защитить родную землю. В преданиях прославлялись подвиги колян М.А. Герасимова и Г.М. Немчинова, отличившихся в борьбе с врагом. В рассказах местных жителей проти воречивыми смыслами был окрашен только единственный персонаж обороны Колы 1854 г. - Федор (по другим данным Гурий) по прозвищу «Гагарка». В одном предании он изображался помором-рыбаком, героем и за щитником города, посадившим вражеский корабль на мель и заплатившим за это жиз нью (запись А.М. Чарыгина). В другом пре дании Гагарка представал ссыльным пре ступником и предателем, который, показав вражескому кораблю фарватер в Кольском заливе, открыл ему путь в Колу (запись А.П. Попова). В советское время более распро страненной оказалась «героическая» трак товка деятельности Гагарки, что стало осно вой для тиражирования его позитивного об раза в литературе и произведениях искус ства, в частности, при создании художе ственного фильма «Таинственная находка», снятого Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1953 г. Однако впоследствии обнаруженные В.В. Сорокажердьевым документальные ис точники выявили мифичность предания о подвиге Гагарки: как удалось установить, это прозвище носил человек, действительно совершивший предательство. В памяти ко лян, по-видимому, произошла определенная метаморфоза, в результате которой отрица тельный персонаж превратился в положи тельного. Своеобразной формой репрезентации исторических преданий колян стали топони мы, напоминавшие о тех или иных событиях в жизни города, - Караульная варака, Немец кий остров и т.д. В преданиях жителей Колы, как в зеркале, отразились тенденции и противоре чия в развитии местного сообщества, осо— 154 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz