Малашенков, А. А. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Фёдорова]. - Мурманск : МГПУ, 2010. – Ч. 1. – 280 с.

п зод в житии рассказывает о том, как обла­ давший могучей физической силой Трифон, купив в Коле ручные жернова, на себе пере­ нес их в Печенгу. Деяниям современника Трифона - Варлаама Керетского посвящена повесть, составленная в XVII в. и известная ныне в нескольких списках. В ней рассказывается о том, как Варлаам, находясь на священниче­ ском служении в Коле, совершил тяжкий грех, убив в приступе ревности свою жену. Желая искупить его, он отправился в плава­ ние на карбасе с телом своей жены, решив «весла из рук своих не выпущаще», пока труп не истлеет. Все это время, рассказыва­ ется в повести, Варлаам молил Бога о про­ щении, проливал слезы и страдал душою. Однажды Бог принял его раскаяние, даровал ему благодать, с помощью которой район моря у Святого Носа был освобожден от морских червей, которые прежде, прогрызая днища судов, обрекали многих мореходов на гибель. В конце жизни Варлаам принял мо­ нашество и удалился в родное село Кереть, где умер. Трифон Печенгский и Варлаам Ке- ретский особо почитались в Коле. На одной из икон они были изображены вместе, «на одной доске». Икона хранилась в иконостасе Трифоновской часовни, на берегу реки Ту- ломы. При часовне располагался женский скит. В 1854 г. во время нападения англичан храм сгорел вместе со многими другими по­ стройками. Но икона не пострадала, по­ скольку перед нападением коляне перенесли ее в каменную Благовещенскую церковь. Несколько преданий было посвяще­ но находившимся в Коле святыням. Так, воз­ двигнутый в Коле старинный поклонный крест (ныне хранящийся в Благовещенской церкви) устойчиво связывался с Варлаамом Керетским. По одной версии, он был постав­ лен Варлаамом в честь посещения Колы Трифоном Печенгским; по другой версии, установлен колянами в память о самом Вар- лааме. Писатель С.В. Максимов во время пребывания в Коле записал предание о строителе выдающегося памятника деревян­ ного зодчества - 19-главого Воскресенского собора, погибшего при пожаре Колы 1854 г. Суть его сводится к тому, что безымянный мастер, завершив свое творение, на глазах жителей города бросил топор в реку Тулому, как бы подводя черту своему творчеству: «И с той поры (сказывают старики) сколько ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных, никуда не пошел, топора не брал в руки. Лет с десяток жил после того и пил, мертвую пил. Тем и помер». Предание о строителе Воскресенского собора, подчерки­ вая уникальность главной кольской построй­ ки, должно было помочь местным жителям обосновать самобытный статус Колы среди других городов Русского Севера. Коляне считали святыней кладби­ щенскую Троицкую церковь, утверждая, что только «по Провидению Божию она уцелела при сожжении города Колы в 1854 году». Здесь же до конца XIX в. хранилась особо чтимая икона Иверской Божьей Матери, об­ наруженная, по одной из версий, на месте сгоревшего Воскресенского собора «в куче золы и обгорелых остатков», а по другой версии, в выгоревшей Благовещенской церкви. Как замечал К. Соловцов, «этой ико­ не местные жители приписывают чудотвор­ ную силу». По свидетельству В.Н. Харузи- ной, в 1880-е гг. эту икону перенсли в Благо­ вещенскую церковь, чем было возбуждено «сильное недовольство среди колян, кото­ рые убеждены, что самой иконе не нравится такое перемещение. Ходят слухи среди жи­ телей города, что часто ночные сторожа ви­ дели в кладбищенской церкви зажженные свечи и лампады, некоторые даже слышали службу». Места захоронений занимали важное место в исторической памяти колян. Одно из преданий рассказывает о существовании в Коле древнего «Стрелецкого кладбища». Учитывая, что на нем были похоронены стрельцы, погибшие при защите города, пре­ дание приписывало этому кладбищу внеш­ ние черты укрепления: в частности, сообща­ лось, что оно было окружено рвом и земля­ ным валом. Исчезновение «Стрелецкого кладбища» связывалось с разливом реки Колы. Существенным компонентом истори­ ческого сознания колян являлась вода. Опре­ деленные события связывались с близостью — 153 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz