Малашенков, А. А. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Фёдорова]. - Мурманск : МГПУ, 2010. – Ч. 1. – 280 с.
п зод в житии рассказывает о том, как обла давший могучей физической силой Трифон, купив в Коле ручные жернова, на себе пере нес их в Печенгу. Деяниям современника Трифона - Варлаама Керетского посвящена повесть, составленная в XVII в. и известная ныне в нескольких списках. В ней рассказывается о том, как Варлаам, находясь на священниче ском служении в Коле, совершил тяжкий грех, убив в приступе ревности свою жену. Желая искупить его, он отправился в плава ние на карбасе с телом своей жены, решив «весла из рук своих не выпущаще», пока труп не истлеет. Все это время, рассказыва ется в повести, Варлаам молил Бога о про щении, проливал слезы и страдал душою. Однажды Бог принял его раскаяние, даровал ему благодать, с помощью которой район моря у Святого Носа был освобожден от морских червей, которые прежде, прогрызая днища судов, обрекали многих мореходов на гибель. В конце жизни Варлаам принял мо нашество и удалился в родное село Кереть, где умер. Трифон Печенгский и Варлаам Ке- ретский особо почитались в Коле. На одной из икон они были изображены вместе, «на одной доске». Икона хранилась в иконостасе Трифоновской часовни, на берегу реки Ту- ломы. При часовне располагался женский скит. В 1854 г. во время нападения англичан храм сгорел вместе со многими другими по стройками. Но икона не пострадала, по скольку перед нападением коляне перенесли ее в каменную Благовещенскую церковь. Несколько преданий было посвяще но находившимся в Коле святыням. Так, воз двигнутый в Коле старинный поклонный крест (ныне хранящийся в Благовещенской церкви) устойчиво связывался с Варлаамом Керетским. По одной версии, он был постав лен Варлаамом в честь посещения Колы Трифоном Печенгским; по другой версии, установлен колянами в память о самом Вар- лааме. Писатель С.В. Максимов во время пребывания в Коле записал предание о строителе выдающегося памятника деревян ного зодчества - 19-главого Воскресенского собора, погибшего при пожаре Колы 1854 г. Суть его сводится к тому, что безымянный мастер, завершив свое творение, на глазах жителей города бросил топор в реку Тулому, как бы подводя черту своему творчеству: «И с той поры (сказывают старики) сколько ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных, никуда не пошел, топора не брал в руки. Лет с десяток жил после того и пил, мертвую пил. Тем и помер». Предание о строителе Воскресенского собора, подчерки вая уникальность главной кольской построй ки, должно было помочь местным жителям обосновать самобытный статус Колы среди других городов Русского Севера. Коляне считали святыней кладби щенскую Троицкую церковь, утверждая, что только «по Провидению Божию она уцелела при сожжении города Колы в 1854 году». Здесь же до конца XIX в. хранилась особо чтимая икона Иверской Божьей Матери, об наруженная, по одной из версий, на месте сгоревшего Воскресенского собора «в куче золы и обгорелых остатков», а по другой версии, в выгоревшей Благовещенской церкви. Как замечал К. Соловцов, «этой ико не местные жители приписывают чудотвор ную силу». По свидетельству В.Н. Харузи- ной, в 1880-е гг. эту икону перенсли в Благо вещенскую церковь, чем было возбуждено «сильное недовольство среди колян, кото рые убеждены, что самой иконе не нравится такое перемещение. Ходят слухи среди жи телей города, что часто ночные сторожа ви дели в кладбищенской церкви зажженные свечи и лампады, некоторые даже слышали службу». Места захоронений занимали важное место в исторической памяти колян. Одно из преданий рассказывает о существовании в Коле древнего «Стрелецкого кладбища». Учитывая, что на нем были похоронены стрельцы, погибшие при защите города, пре дание приписывало этому кладбищу внеш ние черты укрепления: в частности, сообща лось, что оно было окружено рвом и земля ным валом. Исчезновение «Стрелецкого кладбища» связывалось с разливом реки Колы. Существенным компонентом истори ческого сознания колян являлась вода. Опре деленные события связывались с близостью — 153 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz