Малашенков, А. А. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Фёдорова]. - Мурманск : МГПУ, 2010. – Ч. 1. – 280 с.

п не возрождался. Лишь при Трифоновской часовне до 1854 г. действовал небольшой женский скит. Настоятель Благовещенской церкви А.И. Попов отмечал отсутствие в жи­ телях Колы сколько-нибудь выраженной го­ товности принять монашество: «Среди ко­ лян нет желающих посвятить себя на служе­ ние Богу, нет желающих переменить свои нравы, обычаи, привычки и стеснить себя монастырскими правилами и ограничения­ ми». С православием был связан ряд пре­ даний, связанных с деятельностью пре­ подобных Трифона Печенгского, Варлаама Керетского и других подвижников право­ славной веры. Значительную роль в жизни города играли представители духовенства (см. Ша­ бунины, Дьяконовы, Алексеевские, Терентье­ вы, Поповы (III), Шиловы, Мелетиевы). Коляне активно занимались благо­ творительностью в пользу Церкви. Пред­ ставители семей Герасимовых, Хипагиных, Хохловых (II), Шабуниных и др. строили и ремонтировали храмы, жертвовали утварь и пр. Много известных колян были церковны­ ми старостами (купцы М.В. Филиппов, А.Г. Молвистов, мещанин С.Г. Лоушкин, кре­ стьяне B.C. Жеребцов,М.В. Кочеров и др.). В конце XIX в. в Коле действовало попечи­ тельство Троицкой церкви, возглавляемое городским головой Т.П. Харчевым. Ист. илит.: ГАМО. -Ф .И -16. -О п .1 . - Д.124. - Лл.4об.-5,48об.-49,104об.-106; Там же. - Д.125. - Лл.2,4об.-5; Там же. - Д.150. - Лл.Зоб.-5об.; Там же. - Д. 172. - Л.7об.; Там же. - Д. 176. - Лл.5об.-6об.; Там же. - Д.191. - Л.11об.-12,15об.; Там же. - Д.248. - Лл.1-9об.; Там же. - Д.251. - Л.1об.; Там же. - Д.261. - Л.12-12об.; Там же. - Д.262. - Лл.2об.-3; Ф.И-17. - Оп.1. - Д.6. - Лл.31об.,35об.-37; Там же. - Д.15. - Лл.36об.-38,70об.-71; Там же. - Д.122. - Лл.Зоб.,5об.,9об.-12,50об.-51,86об.-87; Там же. Д.124. - Л.52об.; Там же. - Д. 172. - Лл.9об,- 10об.,15об.,34; Там же. - Д.315. - Лл.11об.-12; Ф.Р- 264. - Оп.1. - Д.216. - Лл.2,10; Город Кола (Из путе­ вых записок пастора Адольфа Пенцелиуса) // Архан­ гельские губернские ведомости. - 1846. - № 23. - С.348-349; Соловцов К. Кола // Архангельские губерн­ ские ведомости. - 1861. - № 32; Попов А. Из г. Колы // Архангельские епархиальные ведомости. - 1907. - № 13. - С.415-422; Ушаков И.Ф. Избранные произведе­ ния в 3 т. - Мурманск, 1998. - С.256,300; Ушаков И. Коляне. Духовный облик // Мурманский вестник. - 1994. - 29 сентября. ПРЕДАНИЯ КОЛЯН - переходя­ щие от поколения к поколению устные рассказы жителей Колы, представляющие собой результат рефлексии исторической па­ мяти, форму обыденного осмысления опыта предков, способ передачи долгосрочных на­ блюдений за ходом жизни и свидетельств о наиболее ярких событиях прошлого. Научной записи кольских преданий не проводилось. Имеются сведения о руко­ писных сочинениях («летописях»), создавав­ шихся в Коле в XIX - начале XX вв. священ­ никами И.И. Дьяконовым (см. Дьяконовы), а затем А.И. Поповым, но место их хранения не обнаружено. Во второй половине XIX в. предания местных жителей использовались писателем С.В. Максимовым, лесничим К.А. Соловцо- вым, священником Г.К. Терентьевым при написании очерков о Коле, которые публи­ ковались. В 1938 г. любительская запись цело­ го ряда кольских преданий была проведена А.П. Поповым. Им были опрошены предста­ вители кольских семей Аболяевых, Базар­ ных, Иевлевых, Миккуевых, Молвистовых, Сусловых, Харчевых и др. Тексты записан­ ных преданий ныне хранятся в Мурманском областном краеведческом музее. В 1930-5 0-е гг. опросом старожилов Колы занимался учитель А.М. Чарыгин, ор­ ганизовавший «Кружок юных историков» для учащихся Кольской средней школы. Ма­ териалы его исторических изысканий печа­ тались на страницах газеты «Заполярный труд». Одна из наиболее древних групп кольских преданий была посвящена деятель­ ности живших в XVI в. святых Трифона Пе­ ченгского и Варлаама Керетского. Эти тек­ сты ныне, по-видимому, не сохранились, но об их существовании можно судить по до­ шедшей до нас житийной и жизнеописатель­ ной литературе. По составленному в XVII в. житию преподобного Трифона Печенгского, именно в Коле Трифон встретил священника Илью, которого убедил идти на Печенгу для совершения обряда крещения местных лопа­ рей и освещения построенного Трифоном в тех местах храма, благодаря чему был осно­ ван Печенгский монастырь. Еще один эпи— 152 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz