Малашенков, А. А. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Фёдорова]. - Мурманск : МГПУ, 2010. – Ч. 1. – 280 с.
п не возрождался. Лишь при Трифоновской часовне до 1854 г. действовал небольшой женский скит. Настоятель Благовещенской церкви А.И. Попов отмечал отсутствие в жи телях Колы сколько-нибудь выраженной го товности принять монашество: «Среди ко лян нет желающих посвятить себя на служе ние Богу, нет желающих переменить свои нравы, обычаи, привычки и стеснить себя монастырскими правилами и ограничения ми». С православием был связан ряд пре даний, связанных с деятельностью пре подобных Трифона Печенгского, Варлаама Керетского и других подвижников право славной веры. Значительную роль в жизни города играли представители духовенства (см. Ша бунины, Дьяконовы, Алексеевские, Терентье вы, Поповы (III), Шиловы, Мелетиевы). Коляне активно занимались благо творительностью в пользу Церкви. Пред ставители семей Герасимовых, Хипагиных, Хохловых (II), Шабуниных и др. строили и ремонтировали храмы, жертвовали утварь и пр. Много известных колян были церковны ми старостами (купцы М.В. Филиппов, А.Г. Молвистов, мещанин С.Г. Лоушкин, кре стьяне B.C. Жеребцов,М.В. Кочеров и др.). В конце XIX в. в Коле действовало попечи тельство Троицкой церкви, возглавляемое городским головой Т.П. Харчевым. Ист. илит.: ГАМО. -Ф .И -16. -О п .1 . - Д.124. - Лл.4об.-5,48об.-49,104об.-106; Там же. - Д.125. - Лл.2,4об.-5; Там же. - Д.150. - Лл.Зоб.-5об.; Там же. - Д. 172. - Л.7об.; Там же. - Д. 176. - Лл.5об.-6об.; Там же. - Д.191. - Л.11об.-12,15об.; Там же. - Д.248. - Лл.1-9об.; Там же. - Д.251. - Л.1об.; Там же. - Д.261. - Л.12-12об.; Там же. - Д.262. - Лл.2об.-3; Ф.И-17. - Оп.1. - Д.6. - Лл.31об.,35об.-37; Там же. - Д.15. - Лл.36об.-38,70об.-71; Там же. - Д.122. - Лл.Зоб.,5об.,9об.-12,50об.-51,86об.-87; Там же. Д.124. - Л.52об.; Там же. - Д. 172. - Лл.9об,- 10об.,15об.,34; Там же. - Д.315. - Лл.11об.-12; Ф.Р- 264. - Оп.1. - Д.216. - Лл.2,10; Город Кола (Из путе вых записок пастора Адольфа Пенцелиуса) // Архан гельские губернские ведомости. - 1846. - № 23. - С.348-349; Соловцов К. Кола // Архангельские губерн ские ведомости. - 1861. - № 32; Попов А. Из г. Колы // Архангельские епархиальные ведомости. - 1907. - № 13. - С.415-422; Ушаков И.Ф. Избранные произведе ния в 3 т. - Мурманск, 1998. - С.256,300; Ушаков И. Коляне. Духовный облик // Мурманский вестник. - 1994. - 29 сентября. ПРЕДАНИЯ КОЛЯН - переходя щие от поколения к поколению устные рассказы жителей Колы, представляющие собой результат рефлексии исторической па мяти, форму обыденного осмысления опыта предков, способ передачи долгосрочных на блюдений за ходом жизни и свидетельств о наиболее ярких событиях прошлого. Научной записи кольских преданий не проводилось. Имеются сведения о руко писных сочинениях («летописях»), создавав шихся в Коле в XIX - начале XX вв. священ никами И.И. Дьяконовым (см. Дьяконовы), а затем А.И. Поповым, но место их хранения не обнаружено. Во второй половине XIX в. предания местных жителей использовались писателем С.В. Максимовым, лесничим К.А. Соловцо- вым, священником Г.К. Терентьевым при написании очерков о Коле, которые публи ковались. В 1938 г. любительская запись цело го ряда кольских преданий была проведена А.П. Поповым. Им были опрошены предста вители кольских семей Аболяевых, Базар ных, Иевлевых, Миккуевых, Молвистовых, Сусловых, Харчевых и др. Тексты записан ных преданий ныне хранятся в Мурманском областном краеведческом музее. В 1930-5 0-е гг. опросом старожилов Колы занимался учитель А.М. Чарыгин, ор ганизовавший «Кружок юных историков» для учащихся Кольской средней школы. Ма териалы его исторических изысканий печа тались на страницах газеты «Заполярный труд». Одна из наиболее древних групп кольских преданий была посвящена деятель ности живших в XVI в. святых Трифона Пе ченгского и Варлаама Керетского. Эти тек сты ныне, по-видимому, не сохранились, но об их существовании можно судить по до шедшей до нас житийной и жизнеописатель ной литературе. По составленному в XVII в. житию преподобного Трифона Печенгского, именно в Коле Трифон встретил священника Илью, которого убедил идти на Печенгу для совершения обряда крещения местных лопа рей и освещения построенного Трифоном в тех местах храма, благодаря чему был осно ван Печенгский монастырь. Еще один эпи— 152 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz