Макарова, О. А. Рассказы из Пасвика / О. А. Макарова ; М-во природных ресурсов и экологии Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. учреждение «Гос. природ. заповедник «Пасвик». - Рязань : НП «Голос Губернии», 2017. - 215 с. : ил., цв. ил., портр.

О л ь г а М а к а р о в а щши*тттт ------ лах. Это не совсем обычные учебные заведения. Эта идея родилась в Дании давно, когда нужно было дать образование населению. Но прошло время, и как будто надобность в таких школах отпала, но их не закрыли, а преобразовали в своеобразные пункты «доращивания» молодых людей. После окончания обыч­ ной школы, если молодой человек еще не определился, то родители за опреде­ ленную плату отправляют его в такую школу на один-два года. За это время дети взрослеют, получают разнообразные знания и наряду с некоторой образователь­ ной программой получают практические навыки по ведению семейного бюджета, узнают кулинарные секреты национальной кухни, повышают общий культурный уровень, совершая ближние и дальние экскурсии. Однажды ученики школы с преподавателями ездили по Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Многие ли из нас видели эти края? После этого молодые люди уже более четко определяются, выбирают свой путь и уходят в большую жизнь. В летний период, когда ученики разъезжаются, помещения пустуют. В этот период обычно что-то ремонтируют, меняют коммуникации, приезжают разные посетители. И курсы организовали именно в это время. Процесс весьма продуман, занятия чередуются с отдыхом, поездками, поддерживается дисциплина, но без жесткости. Часть «учеников» с российской стороны принимаются бесплатно и даже вы­ даются небольшие деньги на карманные расходы. Сразу же проводится экзамен, и группы распределяются по уровню знания норвежского языка: слабые, средние и сильные. И для каждого уровня - свой учитель. В тот первый раз наша учитель­ ница вела занятия только на норвежском. В группе у нас были 8 русских и 1 финн. Мне показалось, что это создало большие трудности в одолении языковых пре­ мудростей. Слушатели курсов были обеспечены учебниками, и можно было зани­ маться самостоятельно. Но день был построен таким образом, что как-то не хва­ тало времени на самостоятельную работу. К тому же у нас еще большая - в 2 часа - разница по времени. Утром, после завтрака, - лекция. Для этих целей пригла­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz