Макарова, О. А. Памятники природы Мурманской области : [информационный материал] / И. И. Кондратович, О. А. Макарова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т проблем пром. экологии Севера [и др.]. - Апатиты : [б. и.], 2002. - 71 с. : ил.

В восточной части, сильно зауженной, глубина озерца около 1.0 м, вода исключительно прозрачная, дно сильно заилено, с валунами и полусгнившими стволами деревьев. Обследование допускает, что существует подземный, более обширный этаж водоема, богатый рыбой - форелью, которая имеет желтовато-зеленую окраску с ярко-красными пятнами. Кроме этих особенностей, озеро интересно и тем, что является одним из культовых памятников древних саамов. Это - священное озеро. В таких водоемах аборигены ловили рыбу только несколько дней в году и обязательно коллективно. Фактически это была заповедная территория, каковых на Кольском Севере у коренных жителей насчитывалось около 20. Саамы прекрасно сознавали пользу, которую приносили им заповедные озера. Они берегли их «для сохранения породности рыб, умножения рыбного богатства края» - писал известный российский этнограф В.В.Чарнолусский. Некоторые священные (заповедные) озера представлялись коренным жителям двудонными, то есть состоящими из двух резервуаров, соединенных между собою наподобие отверстия для выхода дыма из чума, или наподобие песочных часов. Первичное обследование необычного водоема произвел научный сотрудник геологического института КНЦ РАН О.А.Беляев, который и предложил организовать здесь памятник природы. РОДНИК У СЕЛА ВАРЗУГА (14) Примерно в 1200 метрах к востоку от села Варзуга, то есть вниз по течению реки, в нее впадает ручей Собачий. На правом берегу этого ручья в 30 метрах от русла, на пологом слабо заболоченном склоне холма находится большая яма с песчаным дном, в котором из-под земли бьют несколько ключей. Светлый песок «шевелится», а вода «кипит» - такова иллюзия от постоянного и равномерного движения в яме-котле. Мощным водотоком ключевая вода вливается в ручей. Варзужане берегут свой родник, а работники Терского лесхоза поддерживают здесь традиционный порядок. Большая площадка покрыта деревянным настилом, сооружен навес и лавка для сиденья под ним висит ковш для омовения. Особое чувство вызывает высокий деревянный крест, на котором искусно вырезан на старославянском языке религиозный, вернее духовный завет - это как бы обращение предков к ныне живущим. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz