Макарова, О.А. Мы два берега у одной реки... = Vi er som bredder av samme elv / О. А. Макарова ; [пер. на норв.: Стейн Ларсен ; худож.: В. А. Хохлов].- Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013.- 126, [1] с. : ил. ; 21 см. Парал. рус., норв. - Авт. также норв.: O. A. Makarova. - Кн. с дарств. надписью авт.

Кандалакшский заповедник совместно с норвежским экологическим центром разработали новый школьный проект по фенологии. Они пред­ ложили вести наблюдения в течение сезона по нескольким позициям, в том числе включили не только растения, но и насекомых, птиц, метеодан­ ные. Этот проект, в котором участвуют несколько школ Мурманской обла­ сти и приграничного района Норвегии — Сёр-Варангера, существует уже много лет, данные передаются через Интернет на специальный сайт, ко­ торый обслуживается норвежской стороной. Раз в год или полтора то в одной, то в другой стране встречаются учителя и школьники, ведущие на­ блюдения, подводят итоги, знакомятся с новым местом встречи, об­ щаются. В качестве научных консультантов в этих встречах принимают уча­ стие сотрудники заповедника «Пасвик». За это время наши школьные учителя и школьники побывали в не­ скольких школах Норвегии, в своей области посетили такие места, до ко­ торых в обычной жизни не смогли бы добраться. Например, побывали в Полярно-альпийском ботаническом саду, в тропической купальне, на атомной станции, в Кандалакшском заповеднике на берегу Белого моря и на других не менее интересных объектах. То же можно сказать и про норвежцев. И дети, и взрослые познакомились друг с другом, посмотрели и свои школы, и российские, во всяком случае, все участники проекта вы­ ехали из своих «медвежьих углов». И здесь важно не только то, что люди познакомились с методами работы в природе, а то, что у них появились новые знакомые в своей стране и в Норвегии, улучшились знания родного и английского языков, повысилась ответственность за свою работу, так как надо передавать свои наблюдения на общий сайт, на всеобщее обозре­ ние, расширился кругозор. Учитывая положительные итоги школьной фе­ нологической работы, мы рискнули предложить новый проект по изуче­ нию зимнего сезона. Таким образом, школьная фенология — новое направление в сотрудничестве наших стран-соседей — развивается. Развивается сотрудничество по фенологии и в научном плане. Первый проект хотя и был закончен, но его результатами заинтересовался нор­ вежский информационный институт. Изменение климата на планете яв­ ляется предметом серьезного изучения, а в Норвегии это направление яв­ ляется исключительно актуальным. После обсуждения Институт в Тромсё предложил новый проект «PhenoClim». В нем приняли участие все те же организации, т. е. три заповедника, Ботанический сад-институт из Мур­ манской области и Сванховд-центр в Норвегии. Наши многолетние мате­ риалы были проанализированы, использованы для подготовки статей. Кроме того, было решено рассказать о нашей работе на очень большом 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz