Макарова, О.А. Мы два берега у одной реки... = Vi er som bredder av samme elv / О. А. Макарова ; [пер. на норв.: Стейн Ларсен ; худож.: В. А. Хохлов].- Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2013.- 126, [1] с. : ил. ; 21 см. Парал. рус., норв. - Авт. также норв.: O. A. Makarova. - Кн. с дарств. надписью авт.
Кандалакшский заповедник совместно с норвежским экологическим центром разработали новый школьный проект по фенологии. Они пред ложили вести наблюдения в течение сезона по нескольким позициям, в том числе включили не только растения, но и насекомых, птиц, метеодан ные. Этот проект, в котором участвуют несколько школ Мурманской обла сти и приграничного района Норвегии — Сёр-Варангера, существует уже много лет, данные передаются через Интернет на специальный сайт, ко торый обслуживается норвежской стороной. Раз в год или полтора то в одной, то в другой стране встречаются учителя и школьники, ведущие на блюдения, подводят итоги, знакомятся с новым местом встречи, об щаются. В качестве научных консультантов в этих встречах принимают уча стие сотрудники заповедника «Пасвик». За это время наши школьные учителя и школьники побывали в не скольких школах Норвегии, в своей области посетили такие места, до ко торых в обычной жизни не смогли бы добраться. Например, побывали в Полярно-альпийском ботаническом саду, в тропической купальне, на атомной станции, в Кандалакшском заповеднике на берегу Белого моря и на других не менее интересных объектах. То же можно сказать и про норвежцев. И дети, и взрослые познакомились друг с другом, посмотрели и свои школы, и российские, во всяком случае, все участники проекта вы ехали из своих «медвежьих углов». И здесь важно не только то, что люди познакомились с методами работы в природе, а то, что у них появились новые знакомые в своей стране и в Норвегии, улучшились знания родного и английского языков, повысилась ответственность за свою работу, так как надо передавать свои наблюдения на общий сайт, на всеобщее обозре ние, расширился кругозор. Учитывая положительные итоги школьной фе нологической работы, мы рискнули предложить новый проект по изуче нию зимнего сезона. Таким образом, школьная фенология — новое направление в сотрудничестве наших стран-соседей — развивается. Развивается сотрудничество по фенологии и в научном плане. Первый проект хотя и был закончен, но его результатами заинтересовался нор вежский информационный институт. Изменение климата на планете яв ляется предметом серьезного изучения, а в Норвегии это направление яв ляется исключительно актуальным. После обсуждения Институт в Тромсё предложил новый проект «PhenoClim». В нем приняли участие все те же организации, т. е. три заповедника, Ботанический сад-институт из Мур манской области и Сванховд-центр в Норвегии. Наши многолетние мате риалы были проанализированы, использованы для подготовки статей. Кроме того, было решено рассказать о нашей работе на очень большом 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz