Макарова, О. А. Фенологический атлас растений / Н. В. Поликарпова, О. А. Макарова ; М-во природ. ресурсов и экологии Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. учреждение «Гос. природ. заповедник «Пасвик» ; [худож.: Хохлов В. А. ; пер.: Кислова О. С.]. - Рязань : Голос губернии, 2016. – 235 с. : цв. ил., карты, табл.

82 Фенологический атлас растений массу грибов, оценивая вес по каждому виду с площадки размером, например, 50 *50 м (для учеников среднего и старшего возраста). U. Установление снежного покрова и связанные с ним процессы в природе; установление ледового покрова на озере, реке. Учитель может добавлять к этому списку и другие вопросы. В итоге, если такие наблюдения проводятся не один год и накапливаются в форме дневниковых записей школы, они приобретают значение как научный материал, а главное, дают характеристику особенностей природных явлений конкретно в своем районе. Их можно исполь­ зовать для прогнозирования фенологического развития растений и урожая ягод и грибов. Желательно публиковать такие школьные материалы, и в этом плане сотрудничество школ с научной орга­ низацией, например, с рядом расположенным заповедником или институтом соответствующего профиля, окажется взаимно полезным. Сейчас развиты компьютерные технологии и современных школь­ ников, даже младшего возраста, непросто увлечь простым «хождени­ ем по маршруту». Можно порекомендовать сайт проекта «Фенология Северного Калотта» http://www.miljolare.no/en/about/ (Макарова и др., 2010) и организовать наполнение своего школьного веб-сайта си­ лами учеников. Кроме этого, предлагаем использовать другие направления для пробуждения интереса у ребят к фенологии, чтобы у школы была преемственность наблюдений и собирался многолетний материал: 1. Конкурс фотографий / презентаций / видеороликов. Выбирается одна из фенофаз, например, «лопнули почки » или «массовое измене­ ние окраски листьев». Нужно также выбрать один вид растений: бе­ рёза, осина, рябина и т. д. К определенному сроку в нужном формате сдаются фотографии, они вывешиваются и жюри проводит отбор луч­ ших. Также можно поступать и с другими фазами, видами, явлениями. 2. Конкурс танцев (Вальс цветов, например). Кроме самого танца оцениваются выбор музыки, костюмы и сопровождение кадрами на эту тему. Можно поставить фенологический спектакль как театрали­ зованную презентацию школьного проекта. 3. Конкурс рукописной книги, брошюры, газеты, листовки, сти­ хотворения. Выбирается определенная фенофаза / серия фенофаз,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz