Макарова, О. А. Фенологический атлас растений / Н. В. Поликарпова, О. А. Макарова ; М-во природ. ресурсов и экологии Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. учреждение «Гос. природ. заповедник «Пасвик» ; [худож.: Хохлов В. А. ; пер.: Кислова О. С.]. - Рязань : Голос губернии, 2016. – 235 с. : цв. ил., карты, табл.
Фенология в школе 81 ности, следует делать записи о фактической температуре воздуха и скорости ветра в каждый день учёта непосредственно в природе. Ещё одно исследование связано с методикой уральского фенолога В. А. Батманова (1952). Наблюдения проводятся в конкретные даты, независимо от погоды, выходных дней и др., например, регистри руются фенофазы растений 05,10,15, 20, 25 и 30 сентября. Собственные наблюдения лучше запоминаются. Осенью можно также наблюдать и отмечать следующие явления: 1. Влияние заморозков на цветение позднецветущих видов, пло доношение и урожайность ягод и грибов. Время первого сильного заморозка и его величина. Какие растения особенно сильно по страдали от заморозка, а какие оказались стойкими? (делается на специальных площадках, в т.ч. на сельскохозяйственных культурах). 2. Продолжительность созревания брусники, клюквы, рябины и реакция этого процесса на понижение температуры воздуха. 3. Какие виды грибов встречаются 05,10,15, 20, 25, 30 сентября (даты могут быть другими, раз в 10 дней, например). Желательно каждый раз давать глазомерную оценку обилия встреченных грибов по шкале Н. Н. Галахова (для простых наблюдений) или измерять био- Увлечение школьников компьютером нужно направить в русло ведения фенологических наблюдений Schoolchildren's passion fo r computers needs to be re-directed towards conducting phenological observations
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz