Макарова, О. А. Фенологический атлас растений / Н. В. Поликарпова, О. А. Макарова ; М-во природ. ресурсов и экологии Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. учреждение «Гос. природ. заповедник «Пасвик» ; [худож.: Хохлов В. А. ; пер.: Кислова О. С.]. - Рязань : Голос губернии, 2016. – 235 с. : цв. ил., карты, табл.

Фенология в ш коле.....................................................................................................................7 9 Школьницы исполняют танец «Птицы Пасвика», экологический лагерь «Раяэкос», 2009 Schoolgirls performing the “The birds of Pasvik” dance, ecological camp “Rajaecos", 2009 список явлений, основываясь на календаре природы (приложение 2). Дополнительно мы предлагаем с целью развития у учащихся на­ блюдательности использовать метод сравнения. Можно предложить самим сопоставить внешний облик растений на заболоченных и сухих участках, при этом обратить внимание на такие специальные морфологические приспособительные особенности растений, как восковой налет на листьях для уменьшения испарения и водоотдачи, опушение и т.д. (Макарова и др., 2001). В любой сезон года можно выбрать группу каких-то явлений (достаточно чётко выраженных) и установить за ними наблюдения, поручив их нескольким ребятам, а потом сопоставить полученные результаты. Также неплохо сравнить видовой состав растений на разных ти­ пах почв и в разных растительных сообществах. При этом не нужно выбирать редкие виды, а лучше наблюдать самые обычные виды местной флоры. Есть виды, которые могут расти в широком диапа­ зоне условий, они наиболее часто встречаются, т. к. имеют широкую экологическую амплитуду, как, например, береза, рябина, ивы, ба­ гульник, черника, брусника, водяника и т.д. К интересным направлениям исследований относится оценка уро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz