Макарова, О. А. Фенологический атлас растений / Н. В. Поликарпова, О. А. Макарова ; М-во природ. ресурсов и экологии Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. учреждение «Гос. природ. заповедник «Пасвик» ; [худож.: Хохлов В. А. ; пер.: Кислова О. С.]. - Рязань : Голос губернии, 2016. – 235 с. : цв. ил., карты, табл.

16 Фенологический атлас растений собираются сопоставимые показатели по всей Европе. Эта система активно используется в соседней Финляндии, где существуют и свои названия фенофаз, но сделаны сопоставления с общеевропейской системой (Kubin et al., 2007). Для примера мы приводим некоторые из них в приложении 1. В нашей стране подобного универсального справочника нет, хотя попытки кодировать фенофазы были. Дело осложняется еще и тем, что названия и описания фенофаз в разных методиках разнятся, что ведет к путанице при сборе материала. На полевой работе даже опытный наблюдатель может ошибиться. Некоторые исследователи слегка занижают балловые оценки, либо ставят более раннюю дату, другие, наоборот, её завышают. Тем более трудно новичкам. Поэтому у нас давно возникла мысль написать пособие по веде­ нию фенологических наблюдений. При этом планировалось сделать книжку не описательного характера, а именно наглядного. На самом начальном этапе при консультировании учителей и школьников в рамках проекта «Фенология Северного Калотта» стало ясно, что без доступных описаний и изображений, причем по всему списку растений, обойтись трудно. Имевшиеся рисунки и краткие описания вопрос не решали. Первоначально заповедник «Пасвик» начал ска­ нировать живые растения во всех фенофазах. Это были 2002-2003 гг., и тогда мы были новаторами. Нам хотелось представить материал хотя бы для нескольких видов наподобие «таблицы Менделеева», где были бы видны основные фенофазы выбранных растений, чтобы без сомнений можно было их определить. Буквально за 2-3 года была собрана база данных сканированных изображений нескольких видов растений за весь вегетационный сезон. На её основе разрабо­ тана серия обучающих слайд-шоу, которую мы назвали «Видеоатлас фенофаз растений». Материалы использовались как в рамках этого школьного проекта, так и в повседневной эколого-просветитель- ской работе заповедника «Пасвик» многие годы. Это была самая настоящая апробация «живых» иллюстраций и описаний к ним. Видеоатлас здорово помог нам в обучении ребят основам фенологии, но мы хотели большего.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz