Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

речь – о грядущей зиме, о помощи подсобному хозяйству, о массовых взрывах в карьере – директриса неизменно брала слово и начинала: – Как известно, театр начинается с вешалки… Мгновенно устанавливала контакт с аудиторией! Большинство инженеров, мастеров и начальников цехов не могли отличить ямба от хорея, стиль Чехова от Пикуля. Но фразу о вешалке в театре знали. И радостно кивали головой. Дескать, и мы не лыком шиты, разбираемся в искусстве, а не только в оттенках горных пород, глубинах взрывных скважин, в дроблении горной массы и её обогащении. Говорила директриса обычно о бедах своего здания, о прохудившейся крыше, искрящей электропроводке, забитой канализации. В общем, обо всём том, что могла легко и свободно решить одним звонком начальнику ремонтного цеха или руководителю профкома. Но когда директор или главный инженер комбината переадресовывали вопрос виновнику микроаварии – другой коленкор получался. Все присутствующие враз ощущали себя причастными к очагу культуры. Моральный вес директрисы взмывал вверх. Из пешки у кассы кинозала, она в момент вырастала до борца за полнокровный и полноценный досуг жён, детей и внуков участников совещания. КТО ВО ЧТО … «ГАРАЖ» Отпуск всей семьёй проводили в Киеве. Сыну после полярной ночи требовалось солнце и витамины. Как всем этим обеспечить без бабушкиного и дедушкиного участия? Сам тоже подзаряжался – посещал друзей, учителей, приятелей. Тосковал по привычному окружению. Опять же у них тут больше источников информации. Да и привык соизмерять свои поступки со словами и делами людей, на кого с юности равнялся. Случалось, и чем дальше, тем чаще, что не я выспрашивал, а меня подробно интервьюировали. Пришлось, например, пересказывать сюжет и ключевые фразы фильма Эльдара Рязанова «Гараж». В Ковдоре, Кандалакше и в Мурманске картина прошла пусть не с таким аншлагом, как продукция индийских кинематографистов, но задержалась на экранах, удалось посмотреть её два и три раза. В Киеве же эту весёлую сатиру на «борцов с частнособственническими инстинктами» и порядками вокруг кооперативов не видели. Идеологи, отвечающие за репертуар кинотеатров, в столицу Украины «Гараж» не пустили. Догадывался, откуда ноги растут. Сверхбдительные ноги. Но как-то довелось лично удостовериться. Проведал приятеля по комсомолу на его новом рабочем месте, в здании ЦК КПУ, на ул. Орджоникидзе. Нынче известном, как (Офис) Секретариат Президента страны. Сидим, вспоминаем минувшие дни. Распахиваются двери, вбегает начальник моего приятеля, самый главный по пропаганде и агитации человек в этом здании. Но не будем уточнять.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz