Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

Три года работал вторым секретарём ЦК КПУ и два года – председателем Совета министров второй по величине и значению республики Союза. Лишь затем возглавил, и надолго, союзное министерство чёрной металлургии. В качестве министра Казанец прибыл в Ковдор, в город, где День металлурга, припадавший на третье воскресенье июля, считался заглавным праздником. Ковдор вырос из посёлка вокруг горно-обогатительного комбината, построенного на месторождении, идентичном знаменитым шведским железным рудам. Природные легирующие добавки позволили череповецким сталелитейщикам производить из ковдорского сырья холоднокатаный прокат для нужд автомобилестроения. Но руководство ГОКа всюду доказывало, что при минимальном увеличении затрат из той же руды можно извлекать сырьё для фосфорных удобрений (Минудобрения) и приборостроения (оборонка). Чтобы лично убедиться в малой угрозе побочных производств для объёмов железорудного концентрата, министр прибыл на край света. На границу с Финляндией. Как не воспользоваться визитом члена правительства и не задать ему вопросы, волнующие читателей многотиражки? Будет ли открыт в Ковдоре давно обещанный филиал Ленинградского горного института? Заложат ли в план расширения комбината средства на строительство асфальтированной дороги до трассы Мурманск – Ленинград? И т. д., и т. п. В записной книжке остался лишь ответ на первый вопрос – о перспективах развития Ковдорского ГОКа. Остальные мои попытки Иван Павлович останавливал глухо и отрешённо. Привожу дословно: – Когда я был премьер-министром, для меня ваш вопрос – был бы не вопрос. В нынешнем своём положении не могу однозначно сказать. Помощник зафиксирует, обмозгуем… Венчал визит высокого гостя банкет в узком кругу, в столовой санатория профилактория комбината. Начальникам цехов и руководителям отделов запомнилась та же фраза. Министр поднял стакан, наполовину закрашенный коньяком, глянул на свет и приступил к тосту: – Когда я был премьер-министром… КОВАРНЫЙ ПРОЦЕНТ Стада гаражей опоясали город. Машины били копытами в ожидании строительства дороги до автотрассы Мурманск – Ленинград. Появление в горотделе милиции инспектора дорожного движения автолюбители восприняли как признак скорого прорыва блокады. Никто не обижался на сержанта Бориса Дмитрука за то, что каждое воскресенье он торчал на площади у Дворца культуры с жезлом в руке. С готовностью мигали ему подфарниками, повизгивали тормозами и демонстрировали содержимое дорожной аптечки. Водители хозяйственного автотранспорта тоже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz