Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

доверчивых в Ковдоре набралось около пятисот. Только автор письма в редакцию внёс свыше 470 рублей. Большей частью ещё теми, свободно конвертируемыми на товары. Услуг получил едва ли на десятую часть своего взноса. Предвидь клиент телеателье, как всё повернётся, он за те же деньги загодя купил бы запасной телевизор. Или два. Горя бы теперь не знал. Впрочем, чего говорить о том, где соломку подстелить? На все случаи жизни всё равно не подстрахуешься и не напасёшься. Сам А. Д. Кукишев и его боевой заместитель Т. И. Корнишкина – тогда скромные советские труженики – шесть лет подряд на оперативках отчитывались по пункту «абонементное обслуживание населения», показывали пример остальным подразделениям службы быта, как нужно грамотно доить клиента ради премии и прогрессивки. «Кому я должен – всем прощаю!» – воскликнул А. Д. Кукишев, став частным владельцем предприятия. И понятно почему. Руководители районной службы быта, продавая имущество частнику, позабыли о суммах, изъятых под будущие услуги в долг у клиентов. Ну а если они позабыли, то новому хозяину зачем помнить о чужих долгах? ...Финский город Торнио от шведского соседа отделяет чисто символическая граница. По нашим понятиям. Шведы пересекают мост – за продуктами, финны – за промышленными товарами. Оба государства недополучают пошлину, но строгий контроль обошёлся бы дороже. Потому порешили, что каждый может купить в сопредельной стране за один раз товаров на 1500 марок. Но ведь можно же обойти предписание! Проверок на дорогах нету – поступило рацпредложение от туристов из СНГ. Хозяева долго соображали, что к чему, наконец, объяснили: • Тюрьма да штрафы нарушителю конвенции да, не грозят. Но репутацию подмочишь. Из-за нескольких сот марок выгоды навсегда лишишься возможности подвизаться в бизнесе или работать на государственном предприятии. Только и всего. Почему всплыл в памяти тот разговор? Да потому, что частновладелец Кукишев вроде никаких законов не нарушил. Может быть, даже не обманул. Не он, в конце, концов, придумал абонементную форму обслуживания. А что пользовался её плодами, так разве он один? Но как бы то ни было – он ущемил интересы постоянных клиентов. В обществе с устоявшимися рыночными отношениями одного этого факта достаточно, чтобы навсегда подпортить бизнесмену реноме. Человеку, который хотя бы раз замечен в неэтичном поступке, там не верят. Постараются вести дела с владельцем без пятна необязательности. Пока что конкуренты в Ковдоре Кукишеву не угрожают. Но если появится ещё одна фирма по ремонту теле-радио-аппаратуры – ему несдобровать. Репутация делового человека химической чистке не поддаётся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz