Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

Как вы – не знаю, а персонально я не сомневаюсь, что вагон Кольской древесины отправился в Житомир за ради благих целей. Мне только не совсем понятно, зачем было призывать на службу автомашину МАЗ–509 с прицепом? За вагон, если интересно, зам. военкома В. А. Кабаков заплатил из собственного кармана, не выписывал железной дороге наряд на контрольный пробег Ковдор – Житомир. Насколько информирован, от подобной дани освобождены авиаторы. Их в порядке наряда не заставляют подгонять скоростной лайнер прямо к крыльцу, дабы переправить по воздуху отпускников – служащих военкомата – к берегу лазурного моря. В давней повести Александра Козачинского «Зелёный фургон», дважды экранизированной (и оба удачно), милиционеры просили начальника угрозыска выдать им из вещественных доказательств во временное пользование по четыре фунта постного масла. Так то были безграмотные стражи порядка первых лет революции. Они не видели разницы между положенным им пайковым довольствием и реквизированными на базаре продуктами. Опять же, служба рисковая... Узнал я об истории с автопробегом по предписанию военкомата в начале ноября – на собрании водителей и деревообработчиков Ковдорского леспромхоза. В октябре нижний склад предприятия простоял более 50 часов из-за отсутствия сырья – леса для пиления. Ибо «в начале месяца шофера раскачиваются, мало привозят древесины». Вагон леса, доставленный на нижний склад третьего и четвёртого октября за время контрольного пробега МАЗа, позволил бы сократить на треть вынужденный простой. Кстати сказать, двухсменный пробег МАЗа обошёлся бы нанимателю с учётом налога примерно в 400 рублей. Собственно, так и расплачиваются работники леспромхоза, если кому из них требуется машина для перевозки личных грузов. С материальным ущербом разобрались. А с моральным? Если поручик или, как в данном случае, майор шагает не в ногу, разве вся армия виновата? Вооружённым Силам без военной тайны не обойтись. Понимаем. Жили и дальше проживём, не зная и не ведая, в каком сейфе хранятся мобпредписания и на каком складе противогазы дожидаются сигнала тревоги. Но когда под видом военной необходимости грузовик госпредприятия снимается с линии и используется для перевозки частных грузов, с такого приказа не грех снять покров совсекретности. Хотя бы потому, что пятый пункт цитированного выше документа гласит: «Предназначенная к поставке техника доставляется в сроки и по адресам, указанным в наряде, с закреплёнными за ней водителями из числа сержантов и солдат запаса, а при их отсутствии – другими водителями, работающими в организации, учреждении, на предприятии». Приказы не обсуждаются. Будем благодарны майору из военкомата, что для попутной проверки на боеготовность ему лишь МАЗ потребовался. Всего лишь МАЗ с прицепом. Не 80-тонный БелАЗ и не атомный ледокол… А чего мелочиться? В срок, по адресу – и точка!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz