Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

игры в гляделки. Кто кого пересмотрит, кому скорей надоест. Потому что если дорога необходима для развития района, она когда-нибудь да появится. Если по нормам положен молокозавод, он когда-нибудь будет построен. Когда? В томто вся и штука. Потери из-за местных ведомственных амбиций всё равно не идут ни в какое сравнение с убытками от отсутствия генеральной схемы развития региона. Это проблема не только Ковдора. Но в Ковдоре вследствие компактности и многокомпонентности его месторождений она стоит особенно остро. Два раза Кольский филиал Академии наук СССР созывал координационное совещание по вопросу генеральной схемы. Съезжались представители двадцати академических и отраслевых институтов. Никто не сказал, что генеральная схема может подождать, все настаивали – необходима! И как быстрее. Расчёты подтверждают: схема быстро окупится. Но у Кольского филиала голос совещательный. А четыре заинтересованных ведомства – Минчермет, Минцветмет, Минудобрений и Минпромстройматериалов (не говоря уже о пятом – лесного хозяйства) – не спешат объединять усилия. А сырьё для четырёх добывающих отраслей разложено не по полочкам, оно густо перемешано на небольшой площади в 45 квадратных километров. Добывать его раздельно – втридорога обойдётся Генеральная схема снабдила бы заинтересованные инстанции всеми необходимыми сведениями. Поскольку разрабатывалась бы исходя из перспектив: какому ведомству сколько, чего и когда нужно? Возможно, самый рациональный выход – создание в Ковдоре промышленного горно-добывающего объединения, единого поставщика сырья для перерабатывающих отраслей. Оно объединило бы средства, отпущенные на развитие тех или иных производств сообразно с потребностями народного хозяйства. Тогда апатит перестал бы ложиться тяжким бременем на чёрную металлургию, а при добыче слюды фосфорсодержащее сырьё не сбрасывали в отвалы. Чьего мнения не могу привести на предмет слияния ведомственного и межведомственного способов управления в Ковдоре, так это мнения А. И. Сухачева. Он считает, что вопрос ещё не созрел. «Назрел, но не созрел...». Идущим следом – легче Вторая очередь апатитобадделеитовой фабрики (АБОФ) Ковдорского ГОКа была всё же сдана в эксплуатацию. Но ещё лет десять апатитовые мощности комбината работали вполсилы. Персонал обучен, техпроцесс отлажен, машины гудят, а на выходе – половина объёмов проектной продукции, 600 тысяч тонн. Наконец, химическая промышленность, вернее, предприятия Минудобрений, подтянула тылы. Но фабрика, оснащённая сотнями механизмов, опутанная десятками километров труб гидротранспорта – не автомобиль «Жигули», враз скорость не увеличишь. Машины – да, потянут. А персоналу предстоит переучиваться и перестраиваться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz