Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

делает, в тупики попадает, так это издержки. Они, как черновики писателя, за кадром остаются. Недостаток образования всё-таки сказывается. Не всё сам может просчитать, вычертить. Инженеры приходят на помощь. Не гнушаются. И не один-два – целая служба отдела главного механика комбината считает Осколкова своей надёжей и опорой в цехе технологического транспорта. А конструкторский отдел комбината идеи Осколкова документацией подтверждает. Для полноты картины следует добавить, что БРИЗ и ВОИР комбината за него горой стоят. И правильно делают. Так что за ним, за электрогазосварщиком ЦТТ Осколковым В. И., – целые коллективы. Плюс творческая бригада, которую он возглавляет. Это та бригада, что его идеи вместе с ним в металле осуществляет. За минувшую пятилетку 29 внедрённых предложений Осколкова принесли комбинату 101- у тысячу 786 рублей 28 копеек. Предвижу ухмылки некоторых самодеятельных экономистов, потому сразу приведу выкладки. Да, Осколков придумывал не бесплатно, в вышеназванной карточке рационализатора есть даже специальная графа – «сумма вознаграждения». Не поленился, просуммировал. Получилось, что Осколкову из более чем ста сэкономленных тысяч причитается около трёх процентов – 3.150 рублей и 91 копейка. Разделим эту сумму на 60 месяцев пятилетки и получим ежемесячную прибавку в 50 рублей с копейками. Много! Не мало, по крайней мере. А теперь пусть эти самодеятельные экономисты подбивают итого дальше сами. Пересев из кабины самосвала в кресло руководителя творческой бригады Осколков ежемесячно стал терять в зарплате минимум 120 рублей. Деньгами. А по времени? Творчество – понятие круглосуточное. Потому после смены у человека голова не свободна от мыслей, связанных с работой. Зато сколько радости, когда видишь, что дело рук твоих приносит пользу. Привожу названия внедрённых изобретений из карточек рационализатора Осколкова: стенд для проверки гидроусилителей и насосов НШ–46; гидравлический подъёмник автомобилей с фиксацией; стенд для наклейки тормозных колодок; приспособление для шлифовки головок блока; гидравлическая машина для обрубки изношенных тормозных накладок… Большой список. Иному коллективу изобретателей до пенсии хватило бы. Не все предложения Осколкова можно сопроводить экономическим эффектом. Тот же рычаг центрального тормоза, который, как заведено, под сиденьем расположен. Одна из заповедей водителя – не трогаться с места, не убрав его. На многих машинах и не сдвинешься, мотор заглохнет. А мощности БелАЗа и не на такие препятствия рассчитаны. Потому Осколков предложил рычаг удлинить гибким шлангом. Теперь положение тормоза локтем ощущаешь и уже не забудешь дёрнуть его, когда надо. Недаром, когда Осколков приезжает в Жодино на автозавод, где БелАЗы выпускают, его без длинных формальностей пропускают на территорию, и сам заместитель главного конструктора к себе в кабинет Владимира Ивановича заводит. Начальников отделов созывает. Вместе сокрушаются,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz