Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

Не так давно вопрос ритмичной, по часам, подачи руды на фабрику упирался в непреодолимые сложности. Но как закрепили экскаватор за буферным складом руды, так графики обедов, неожиданные поломки и т. д. перестали влиять на ритмичность. По крайней мере, в том неразрешимом объёме, как это бывало в прошлые месяцы. Буферный склад сгладил синусоиду количества. Но резче обозначил другую синусоиду – стабильного состава руды по содержанию полезных компонентов. Известно, что перепад между бедной и богатой рудой достигает в месторождении сорока процентов. Как этого верблюда провести в игольное ушко допустимых колебаний? Об этом и разговор. В нём участвовали старший геолог рудника «Железный» Л. Т. Амахин , начальник участка экскавации рудника В. С. Бондарь , заместитель начальника цеха технологического транспорта Н. Г. Лепа и начальник группы эксплуатации АСУ технологического процесса цеха КИПиА Г. К. Иванов . Извечный спор между обогатителями и горняками оживляет в памяти чеховскую «Жалобную книгу». Одни обижаются, что не нашли в станционном буфете необходимых постных блюд (подали им не ту руду), вторые утверждают: «Лопай, что дают!» (горная наука – искусство, предусмотреть всякие отклонения не представляется возможным). Однако в феврале только к пяти сменам у обогатителей не было претензий. В те смены, когда на руднике усилили геологическую службу, когда геологи дежурили и утром, и вечером. Значит, есть выход? Не совсем. Много ещё сложностей, из-за которых почти невозможно точно и своевременно определить качественный состав руды. К тому же, часто мешают механические причины – поломки экскаваторов, самосвалов. И тут мы подошли к той самой автоматизированной системе управления горнотранспортным оборудованием, о которой главный горняк комбината Ф. Б. Кампель несколько лет подряд сообщал, что писать ещё рано, а теперь утверждает, что уже … поздно. Система, однако, работает. Горняки и транспортники считают, что она нужна, что без неё не справиться. Во- первых, – весы, во-вторых – своевременная информация. То есть, уже никого не надо агитировать. То есть, к системе, как к подручному инструменту, привыкли и приспособились. Однако использовать систему в полной мере и рады бы, да нельзя – устарела. Рассчитана она была на 99 самосвалов и 12 экскаваторов, а самосвалов уже 135, экскаваторов 15. Вот и ездят по карьеру БелАЗы с разными номерами на борту, но с одинаковыми кодовыми номерами. То есть, оперативные перфоленты машина выдаёт, а итоговых нет, обсчёт тонно- километров идёт по-старинке, на арифмометре. И ещё. Даже в лучшие времена машина в открытом цикле работала считанные смены. Геологи вместе с мастерами теперь жёстко закрепляют самосвалы за экскаваторами и чуть что с помощью логарифмической

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz