Махлин, Я. М. Ковдор и ковдорчане : (семидесятые, восьмидесятые и начало девяностых годов XX века) / Яков Махлин. – [Б. м. : б. и.], 2020. – 380 с.

начале десятых письма от Анатолия Григорьевича иссякли. На мои запросы никто не ответил. Может быть, кто из бдительных соседей доложил местным активистам о коллекции ностальгических значков. Или сердце у человека не выдержало. Возраст всё-таки. Как на самом деле – не знаю. И не знаю, к кому обратиться. СТОП, КАДР! В моё время фотокоров в университетах не обучали, они овладевали тайнами мастерства самостоятельно. «Самотужки», как выражаются украинцы. Видимо по той же методе, по которой доброхоты в эпоху Гаврилы Романовича Державина учились «языкам без грамматики; исчислению и измерению без доказательств; рассуждению без логики; музыке без нот; рисованию и стихотворству без правил, и тому подобное». При всём при том, лицо газеты или журнала определяли исключительно фотокорреспонденты. Их фамилии считались полновесными синонимами изданий, в которых они работали. Доводилось наблюдать вблизи корифеев. Легендарный фотокор «Радянки» Яков Давидзон, автор фототеки партизан Украины, предпочитал постановочные кадры. Часами мурыжил массовку, пересаживал с места на место, менял освещение. И беспрерывно клацал фотоаппаратом. Фотокор ТАСС по Карелии и Мурманской области Семён Майстерман поступал иначе, он просил своего героя не обращать внимания на фотоаппарат, бегал вокруг, взбирался на стремянку или припадал к полу. Примерно также работал ветеран РАТАУ Владимир Фалин. Понимаю, сегодняшняя техника позволяет любому обладателю телефона ощутить себя мобильным репортёром. Но станут ли отснятые кадры достоянием искусства, дадут ли они пищу уму или «пройдут стороной, как косой дождь»? В доэлектронную эру обработка плёнки и фотобумаги занимала кучу времени, лишь на финише становилось понятно, правильно ли выбран момент да нажата кнопка? Пойдёт фото в номер или коту под хвост? Не знаю и не догадываюсь, с чего начинали выдающиеся мастера фотодела, но могу сказать, откуда фотокоры приходили в многотиражные и районные газеты. Из рабселькоров. Было такое определение для активистов печати. В редакцию многотиражки киевского завода «Арсенал» Петю Довгодько привёл за руку ответственный секретарь газеты Михаил Павлович Семёнов. Он убедил партком. Слесаря-сборщика цеха, производившего знаменитые фотоаппараты «Киев» и «Салют», перевели в газету с сохранением ставки рабочего. Возможно, цех потерял своего будущего главного конструктора. Первое же рационализаторское предложение молодого сборщика значительно улучшило механику фотоаппарата. Очень много приобрела газета. Чуть ли не половина экспонатов музея завода – кадры, зафиксированные для истории Петром Довгодько. И какие кадры! Документально точные, одухотворённые мастерством самородка. Тут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz