Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
91 ВЙЛЬГИСКОДДЕОАЙВИНЪЯРВИ 200 тонн. Это при том, что использовались специально разработанные трубы из легких сплавов. Если колонну сделать из обычных стальных труб, она разорвется от собственного веса. <.. .> Проходка за один рейс, определяемая износом буровой головки, составляет обычно 7-10 м. Само бурение занимает 4 часа. А на спуск и подъём 12-кило метровой колонны уходит 18 часов. При подъеме колонна автоматически раз бирается на секции (свечи) длиной по 33м. В среднем за месяц удавалось пробурить 60 м. На проходку последних 5 км скважины было использовано 50 км труб. Такова степень их износа. До глубины примерно 7 км скважина пересекала прочные сравнительно од нородные породы, и поэтому ствол скважины был ровный, почти соответству ющий диаметру буровой головки. Однако на глубине 7 км пошли менее проч ные трещиноватые, переслаивающиеся с небольшими очень твердыми про слойками породы —гнейсы амфибалиты. Бурение осложнилось. Ствол принял овальную форму, появилось множество каверн. Участились аварии. < ...> Интересно отметить, что угол наклона пластов по скважине составляет около 50 градусов. Таким образом, понятно, что породы, пересекаемые сква жиной, выходят на поверхность, с . . .> 1983 год ознаменовался непревзойденным до сих пор рекордом: глубина бурения превысила 12 км. Работы приостановили. Приближался Международный геологический конгресс, который, по пла ну, проходил в Москве. К нему готовилась выставка ГеоЭКСПО. Было решено не только прочитать лекции о результатах, достигнутых на СГ, но и показать участникам конгресса работу в натуре и добытые образцы породы. К конгрес су издали монографию „Кольская сверхглубокая". < ...> Многие делегаты конгресса захотели своими глазами увидеть уникальную буровую на Кольском полуострове и убедиться, что действительно в Союзе достигнута рекордная глубина бурения. Такой выезд состоялся. Там на месте провели заседание секции конгресса. Делегатам показали буровую, при них поднимали колонну из скважины, отсоединяя от нее 33-метровые секции. Фотографии и статьи о СГ обошли газеты и журналы почти всех стран мира. Была выпущена почтовая марка, организовано спецгашение конвертов. Но праздники кончились, надо было продолжать бурение. И оно началось с крупнейшей аварии на первом же рейсе 27 сентября 1984 года —„черная дата“ в истории СГ... Пробурив очередной 9-метровый отрезок на глубине более 12 км, что за няло 4 часа, достигли глубины 12066 км. Приготовились к подъему колонны. Попробовали. Не идет. На таких глубинах уже не раз наблюдали „прихваты". Начали подъём: поочередно отвинчивали одну за другой секции. При послед нем подъеме на крюке висел укороченный кусок трубы с неровным нижним краем. Это означало, что в скважине остались не только трубобур, но и 5 км буровых труб... Семь месяцев пытались их достать. Ведь потеряли не просто 5 км труб, а результаты пятилетней работы. <.. .> Начали вновь бурить с глубины 7 км. с . . .> Только в бытовом представлении скважина —вертикальная „дырка" от по верхности земли до забоя. В реальности это далеко не так. Особенно, ес ли скважина сверхглубокая и пересекает наклонные пласты различной плот ности. Тогда она словно извивается, потому что бур постоянно отклоняется в сторону менее прочных пород... Вот и представьте, как выглядит в земле скважина: что-то вроде разветвленных на глубине корней гигинтского расте- В этом причина особой длительности последней фазы бурения. После крупнейшей аварии —„черной даты" 1984 года —снова подошли к глубине 12 км только через 6 лет. В 1990 году был достигнут максимум — 12262 км. После еще нескольких аварий убедились, что глубже не пробить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz