Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

936 Рис. 341. Зимняя одежда рус­ ского лопаря. Рис. 342. Летняя одежда рус­ ской лопарки. Рис. 343. Образцы саамских узоров. следует строго отличать друг от друга тамги —старые от новых; в сущности лишь первые могут быть названы родовыми, в строгом значении этого слова. В них ха­ рактерной чертой является то, что они, имея в основе один рисунок, общий для всех членов рода, видоизменяются по семьям, причем к основному рисунку при­ бавляется или отбавляется та или другая черта, или сама тамга, с прибавлением или отбавлением черты, изображается в другом направлении. .. .Вглядываясь в лопарские родовые клейма, нельзя не заметить, что среди рисунков их мы очень часто не видим, ...основного клейма. Это объясняется сле­ дующим образом: всякий-раз, когда сын отделяется от отца, он получает особое клеймо; младший сын, оставаясь при отце, наследует, после смерти последнего и его тамгу. Представим себе, что хотя бы у Александра Афанасьева тамга пер­ воначальная; у него 3 сына, из которых оба старшие выделяются еще при жизни отца и получают свои тамги. Александр Афанасьев умирает и его тамга переходит к младшему сыну; в потомстве этого младшего сына тамга перейдет к младшему внуку Александа Афанасьева, следовательно, основная тамга будет принадлежать всегда младшему в роде Афанасьевых; следовательно, у лопарей, подобно многим другим народностям, можно констатировать факт существования минората... В настоящее время лопари стараются заменить свои старые родовые тамги... на начальные буквы от их имени и фамилии, напр.: ФА —Филипп Архипов, Ю — Михаил Юшков и т. п. Будучи знаком, свидетельствующим о принадлежности данного лица к тому или другому роду, клейма употребляются и как знаки собственности и в качестве подписей; поэтому на всех общественных приговорах, договорах и сделках лопари, вместо подписей, ставят свои клейма; ставят они их и на карбаса, весла, кережи, шесты, на домашнюю утварь и т.д., и первое, что старается сделать лопарь по при­ обретении какого-нибудь предмета, это ножом вырезать на нем свое клеймо, как знак, несомненно свидетельствующий о принадлежности данного предмета тому или иному лицу. Лопари хорошо знают клейма не только своих односельчан, но и своих соплеменников, живущих в далеко отстоящих от них погостах, но пока­ зывают они чужому человеку лишь свое клеймо: нарисовать чужое клеймо было бы равносильно подделке подписи, и лопарь тщательно избегает рисовать чужие клейма лицу, ему мало знакомому. Что касается оленей, то для доказательства при­ надлежности их данному семейству им режет уши, либо правое, либо левое, либо оба... кроме того, оленям на шерстяной нитке привязывают небольшие дощечки: на одной стороне вырезывают свое родовое клеймо, на другой общее лопарское оленье клеймо называемое самими лопарями вить-суть, т. е. пятиугольник (Пазре­ ка). Вероятно, следует в этом оленьем клейме видеть какой-нибудь знак, смысл

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz