Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
936 Рис. 341. Зимняя одежда рус ского лопаря. Рис. 342. Летняя одежда рус ской лопарки. Рис. 343. Образцы саамских узоров. следует строго отличать друг от друга тамги —старые от новых; в сущности лишь первые могут быть названы родовыми, в строгом значении этого слова. В них ха рактерной чертой является то, что они, имея в основе один рисунок, общий для всех членов рода, видоизменяются по семьям, причем к основному рисунку при бавляется или отбавляется та или другая черта, или сама тамга, с прибавлением или отбавлением черты, изображается в другом направлении. .. .Вглядываясь в лопарские родовые клейма, нельзя не заметить, что среди рисунков их мы очень часто не видим, ...основного клейма. Это объясняется сле дующим образом: всякий-раз, когда сын отделяется от отца, он получает особое клеймо; младший сын, оставаясь при отце, наследует, после смерти последнего и его тамгу. Представим себе, что хотя бы у Александра Афанасьева тамга пер воначальная; у него 3 сына, из которых оба старшие выделяются еще при жизни отца и получают свои тамги. Александр Афанасьев умирает и его тамга переходит к младшему сыну; в потомстве этого младшего сына тамга перейдет к младшему внуку Александа Афанасьева, следовательно, основная тамга будет принадлежать всегда младшему в роде Афанасьевых; следовательно, у лопарей, подобно многим другим народностям, можно констатировать факт существования минората... В настоящее время лопари стараются заменить свои старые родовые тамги... на начальные буквы от их имени и фамилии, напр.: ФА —Филипп Архипов, Ю — Михаил Юшков и т. п. Будучи знаком, свидетельствующим о принадлежности данного лица к тому или другому роду, клейма употребляются и как знаки собственности и в качестве подписей; поэтому на всех общественных приговорах, договорах и сделках лопари, вместо подписей, ставят свои клейма; ставят они их и на карбаса, весла, кережи, шесты, на домашнюю утварь и т.д., и первое, что старается сделать лопарь по при обретении какого-нибудь предмета, это ножом вырезать на нем свое клеймо, как знак, несомненно свидетельствующий о принадлежности данного предмета тому или иному лицу. Лопари хорошо знают клейма не только своих односельчан, но и своих соплеменников, живущих в далеко отстоящих от них погостах, но пока зывают они чужому человеку лишь свое клеймо: нарисовать чужое клеймо было бы равносильно подделке подписи, и лопарь тщательно избегает рисовать чужие клейма лицу, ему мало знакомому. Что касается оленей, то для доказательства при надлежности их данному семейству им режет уши, либо правое, либо левое, либо оба... кроме того, оленям на шерстяной нитке привязывают небольшие дощечки: на одной стороне вырезывают свое родовое клеймо, на другой общее лопарское оленье клеймо называемое самими лопарями вить-суть, т. е. пятиугольник (Пазре ка). Вероятно, следует в этом оленьем клейме видеть какой-нибудь знак, смысл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz