Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
933 Приложение IV ние дикого оленя. Поголовье его стало резко сокращаться, и сегодня дикие олени сохранились лишь в самых южных частях норвежской Лапландии и во внутренних районах восточной финской Лапландии и Кольского полуострова. В центральной Лапландии саамы перешли к совсем иному использованию северного оленя: здесь постепенно развилось оленеводство. Оленеводство у саамов существовало издавна... До средневековья оленевод ство ограничивалось содержанием некоторого числа ездовых оленей и ручных жи вотных, которых использовали в качестве манщиков при охоте на диких оленей... Оленеводство как форма хозяйства возникла в конце средневековья... Развитие оленеводства продолжалось в XVII—XVIII вв.; некоторых лапландских районов оно достигает лишь в XIX в. Олени были частной или семейной собственностью... по мере роста стад при ходилось искать все новые пастбища... Так из старой системы сийд возникло пастушеское оленеводческое кочевниче ство: коллектив передвигался вместе с большим оленьим стадом между зимними, весенними, летними и осенними стойбищами таким образом, что конечными пунк тами длинных путей передвижения были зимнее и летнее селения... Начиная с XVI и до XIX в. в разных саамских группах, варьируя по районам, шло относительное обнищание части населения, что было связано с распадом традиционной системы сийд и созданных ею внутренних социальных связей... К началу XIX в. можно выделить следующие отличные друг от друга эколого этнические группы саамов: .. .Кольские саамы и сколты. Имеют сийды частью во внутренних районах, частью на морском побережье. Промысловое хозяйство регулирует систему годичных переселений. В сийдах, территориально доходящих до побережья, население живет у моря также лишь часть года. В некоторых сийдах оленеводство играет заметную роль, в других оно незначительно...». (Образование различных этноэкологических групп саамов / / Финно-угорский сборник,—М., 1982,—С. 48-59.) Родство, семья, родовые клейма саамов Похлебкин В. В.: «Тамга и тавро (клеймо) (от греч,—бык) —древнейшие знаки собственности, существовавшие у большинства народов и получившие в период перехода от родового общества к государству, в период возникновения родовой, клановой собственности как первоначального вида частной собственности. У ряда народов каждое тавро имело свое собственное имя, как человек или домашнее животное. Тавро было характерно прежде всего для кочевых, скотоводческих народов и тесно связывалось с самим характером „движимой собственности" —скота, право на который возможно было закрепить и доказать лишь введением персональных (или семейных, родовых) клейм, выжигаемых на ушах оленей, коров, баранов и на стегне лошадей, ослов, волов, быков. Эти клейма известны и сохранились в наиболее полном виде до нашего вре мени (до нач. 20 в.) у саамов (лопарей) Скандинавии и России, которые, кочуя по всей территории Лапландии, принадлежавшей сразу четырем государствам (Рос сии, Швеции, Норвегии, Финляндии), вынуждены были вплоть до 20 века поль зоваться „саамскими клеймами" как традиционными знаками собственности, при знаваемыми во всех государствах, населенных саами, и получившими тем самым международную известность... Тавро, „скотьи клейма" так и остались хозяйственными знаками собственно сти. .. Сам графический характер тавро и клейм, их внешний непритязательный и не выразительный облик резко отделяют, отличают их от истинных символов и эм блем как элементов геральдики, обоадающих глубоким историческим или фило софским смыслом». (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики,— 3-е изд.—М.: Международ. отношения, 1995.—С. 435-439.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz