Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
932 ство. В Советском Союзе... национальность при переписях определяется в соот ветствии с „самосознанием*1 опрашиваемого. ...Очевидно, не позже чем в первую пол. IIтыс. н.э. образовались „большие1 саамские зимние деревни, весьма стабильные по своему местоположению и струк туре населения, что означало образование больших, чем в несколько семейств, со циально связанных саамских коллективов. Механизм их образования уже невоз можно выяснить, но поскольку они... были выгодными для ведения торговли.., можно предполагать, что торговля способствовала их развитию. С образованием больших зимних поселений можно связать также возникновение систем ловчих ям на диких северных оленей. Они отражают развитое сотрудничество в рамках крупных человеческих коллективов. В какой мере на их возникновение повлия ло стремление к более эффективной добыче пищи, а в какой мере они связаны с расширением торговли пушниной (через Норвегию) —трудно ответить с уверен ностью. .. .Торговые связи приобрели более постоянный характер: определенный саам ский коллектив входил в круг деятельности определенного торгового предприни мателя. Постепенно из этих стабильных отношений торговых партнеров... вырос ла так называемая лопарская система налогообложения, которая, по всей веро ятности, возникла из традиции дарения во время торговой сделки подарков сверх эквивалента. Несмотря на то, что позже „лопарская система" приобрела официаль ные государственные формы и с XVI века стала служить интересам регионального расширения государств, наряду с ней (и отчасти в связи с ней) продолжалась все более интенсивная торговля, основанная на свободном обмене. Начиная с 1553 г. она форсировала проникновение западных морских государств в прибрежные воды Ледовитого океана... Промыслы, связанные с кочевым образом жизни, зимний наст, создающий хо рошие возможности для передвижения, торговые интересы и, наконец, государ ственно-церковная администрация не оставляли ни одного района в стороне от культурных влияний... О развитии культуры саамского региона в средние века мы имеем лишь скуд ные общие данные; сведения становятся более точными в новое время, когда саамы попадают в круг регулярной государственной и церковной организации. Вероятно, уже в эпоху средневековья зарождается то внутреннее разобщение саамов на осо бые эколого-этнические группы, которые потом, в начале нового времени, вырази лось с полной ясностью. В средние века для всех саамов еще была характерна та форма культуры, кото рую впоследствии стали называть —независимо от места расселения —„культурой лесных саамов". Единственным или главным занятием в ней были охота и рыбо ловство. При этом заимствованное от южных соседей скотоводство, прежде всего овцеводство, .. .имело все большее значение... В средневековье основной хозяйственно-общественной единицей саамов стала сийда (siita —„деревня, погост"), это была группа людей, имевшая определенную территорию расселения и пользования угодьями. Границы сийды основывались на договоренности с соседними сийдами. Промысловые угодья и места для стойбищ на территории сийды распределялись по соглашению между семьями (точнее, сов местно живущими и питающимися группами людей). Позже промысловые угодья каждого рода закрепились за ним, но это не озна чало частного землевладения. Договора заключались в общей деревне, где все члены сийды жили определенную часть года; остальное время они жили семьями в своих промысловых угодьях. В общем поселении, которое часто было зимней деревней, договаривались о коллективных мероприятиях: постройке крупных со оружений для рыбной ловли (заколы на лосося) или охоты (загоны и ловчие ямы для оленя) и т. п. Применение ловчих ям для охоты на дикого оленя привело в начале нового времени к значительному истреблению его, что вызывалось растущим спросом на шкуры. Позднее применение огнестрельного оружия еще более усилило истребле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz