Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

931 Приложение IV и духовной культуре, по языку саамы представляют собой особую этнокультурную общность, но было бы неправильно делать из этого вывод, что немногочисленные саамы однородны. Связующим фактором для них служит прежде всего язык. Но и лопарский язык не является единым, понятным для всех саамов. Его чаще рас­ сматривают даже не как язык, делящийся на диалекты, а как языковую общность, совокупность трех форм языка, которые, в свою очередь, распадаются на диалек­ ты. Говорящие на этих трех разных формах языка с трудом понимают друг друга. И все же язык —это наилучший признак, на основе которого население, назы­ ваемое саамами, можно выделять как определенное единство, подобно тому как, например, выделяются прибалтийско-финские народы. Лопарский язык... входит в финно-угорскую семью языков и близкородственен финскому и др. прибалтийско-финским языкам. Общей исходной формой совре­ менного лопарского языка был протолопарский . .. Прибалтийско-финский язык — основа (пр.-ф. праязык) и пралопарский язык берут свое начало от общего исход­ ного языка —раннего прибалтийско-финского праязыка...». (Ранняя этническая история саамов / / Финно-угорский сборник.—М., 1 9 8 0 ,-С. 32-48.) Зубов А. А.: «Вопрос о происхождении саамов, о месте их языка в системе прибал­ тийско-финских языков, а также их антропологический тип до сих пор вызывают много разногласий... Развивавшийся товарообмен вызвал расширение охотничьего промысла. Саамы постепенно превращались в поставщиков пушнины, но эта специализация привела к исчезновению у них собственного производства керамики и выплавки железа. Автор (К. Карпелан) полагает, что именно к эпохе железа относится и возникно­ вение у лопарей системы сийд, или зимних деревень, а также начало разделения саамов на локальные группы (К. Карпелан рассматривал в свете данных археоло­ гии ранние этапы формирования лопарей; особенно существенно то обстоятель­ ство, что автор проводит сопоставление языковых материалов и археологических культур)... Позиции Карпелана разделяет и М. Линкола. Он подчеркивает, что несмотря на то, что среди народов Европы саамы как будто бы дольше всех сохраняли „пер­ вобытные" формы хозяйства и образа жизни, они очень рано были втянуты в об­ щую систему торговых отношений, созданных Римом. Именно торговые интересы приводят к возникновению у лопарей зимних деревень и наиболее эффективных коллективных форм охоты, которая интенсифицировалась благодаря растущему спросу на пушнину извне. Товарообмен приобретал с течением времени все бо­ лее устойчивый характер... В итоге это привело к возникновению т. наз. системы „лопарского налога", по которой лопари превращались в постоянных подневольных данников того или иного предпринимателя. Наряду с закабалением лопарей проис­ ходил и постоянный захват их земель и оттеснение их с исконных территорий все далее на север. Все это вело, с одной стороны, к ассимиляции саамов, с другой — к их обнищанию... К 9-10 в в ... относится движение каину, или кайнуласцев (швед, квены)... Эта вооруженная торговая группа совершала далекие переходы вдоль берегов Ботни­ ческого залива вплоть до Ледовитого океана и в другие части Финляндии, образуя там постоянные опорные поселения. Название кайнусцев сохранилось позже за населением окрестностей Кайаани в северо-восточной Финляндии. Норвежцы на­ зывают квенами всех финнов, переселившихся в северную Норвегию... Карелы почти не образовывали в этих местах (в т. ч. в Лапландии) постоянных поселений, но восточные культурные воздействия на этой территории оказались весьма ощутимыми...». (Зубов А. А. , Шлыгина Н.В. Предисловие / / Финно-угорский сборник,—М., 1980.—С. 3-6.) Линкола М.: « . . .К саамам причисляются в настоящее время либо по рождению, либо по языку, а в Швеции также на основе наследственного права на оленевод

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz