Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
929 Приложение IV пите, уле, норвежско-саамский (на них говорят С. на территории Норвегии, Шве ции и части Финляндии). К восточной группе относятся диалекты: инари; сколт (колтта), кольско-саамский (в том числе кильдинский; аккала, или бабинский; йо- каньгский, или терско-саамский). С. в пределах РФ говорят на диалектах сколт и кольско-саамском, которые также принято называть русско-саамскими диалек тами. С. живут в северных районах Норвегии (ок. 27 тыс.), Швеции (ок 17тыс.), Финляндии (ок. 4,5 тыс.) и б. СССР (1.890 чел.) —всего более 50 тыс. чел. По дан ным Всесоюзной переписи населения от 1989 г., в Российской Федерации прожи вают 1.835 чел. С. (97,9% всех С. б. СССР), из них 42,02% считают родным язык своей национальности, 56,78% —русский язык, 1,2%—другие языки. В России С. живут на Кольском п-ове (Мурманская обл.). С.—древнее население Европейского Севера; видимо, первоначально они пред ставляли собой народ нефинно-угорского происхождения (по мнению ряда исследо вателей, самодийского или же арктического; есть и гипотеза о связи протосаамов с мезолитическим населением Западной Европы), в разное время подвергшийся влиянию финно-угорских этносов и в особенности прибалтийских финнов. Языко вые предки С., возможно, обитали в Заволочье (Русский Север), затем продвину лись к Финскому заливу и распространились по территории современной Карелии и Финляндии. Их южными соседями по крайней мере с 1-готыс. до н.э. были при балтийские финны. С., занимавшиеся охотой и рыбной ловлей, стали проникать на территорию Финляндии и Скандинавии в последние века до н. э.; уже в начале н. э. они вступили в контакт со скандинавами. В первые века н. э. финны, активно пере селявшиеся в Финляндию и осваивавшие там новые земли, постепенно оттеснили С. в северные районы Финляндии и Скандинавии. Однако еще в XIV в. значитель ная часть Восточной Карелии была заселена С., а в ХѴ-ХѴІІвв они жили даже в центральной части Финляндии. В XVI-XVI1 вв. происходит христианизация С. Западные С. принимают лютеранство, восточные —православие. Так, восточные С., находившиеся под властью Новгорода по крайней мере с XIV в. и платившие ему дань, с переходом Лапландии к Московскому государству вступают в новый период своей истории. Уже в 1-й пол. XV в. развивается активная миссионерская деятельность русских в Лапландии; в частности, Зосима и Савватий основывают Соловецкий монастырь. В сер XVI в. происходит массовое крещение С. С основа нием Печенгского монастыря (1550) С., согласно грамоте Ивана IV, подпали под власть монастыря, стали монастырскими крестьянами. В XVII в. Печенгский мо настырь, несмотря на запрещение московского правительства, приобретал у С. их угодья. В 1764 г. монастырь был упразднен и пришел в упадок. В ХѴІІІ-ХІХвв. жизнь русских С. во многом определялась отношениями России с ее северны ми соседями —Швецией и Норвегией. С установлением границ между ними С., ввиду их кочевого образа жизни, нередко становились данниками одновременно двух-трех государств. Поэтому отдельные группы С. окончательно обособились, хотя их дифференциация началась значительно раньше. Кроме того, после конца XVIII в. документы фиксируют вытеснение С. карелами из более южных областей на север (исчезновение лопских погостов в Заонежье). Исследователи допуска ют, что отдельные группы С., жившие на территории Карелии, приняли участие в формировании карельского народа (ср. Іаррі как название северных карел, ис пользуемое их южными соплеменниками). С XIX в. кольские С. расселялись уже только в пределах Кольского п-ова. В кон. XIX - нач. XX в. С. населяли почти весь Кольский п-ов, за исключением части Терского берега —от Кандалакши до р. Пялица, где преобладало русское население. Современные С. Кольского п-ова имеют локальные различия, которые в ХѴІІ-ХѴПІ вв., видимо, проявлялись еще более четко. Прибрежные районы Баренцева и Белого морей населены группой береговых С. Другая локальная группа —тундровые С. (их большинство) с са моназванием чар-саме (чар-олмы —„тундровый человек"). В свою очередь, среди тундровых С. по данным материальной культуры возможно выделить два ареа ла —западный и восточный, граница между которыми проходит через Ловозеро. Эти ареалы приблизительно соответствуют прежнему делению С. на „кончанскую"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz