Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

925 Приложение IV О погостах Корольков Н. Ф.: «К Кольско-Лопарской волости приписаны следующие лопар­ ские погосты: Кицкий, Вороньеручьевский, Масельгский, Разноволоцкий, Воро- ньезерский, Иокостровский, Рикотайбольский, Воронежский, Кильдинский, Ба- бенский, Мотовский, Пазрецкий, Печенгский, Ловозерский, Семиостровский, Но- тозерский, Сонгельский. К Понойской волости: Сосновский, Каменский, Иокангский и Лумбовский. Все­ го 21 погост». (Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь...—Спб., 1908.— С. 158.) «Погост —приход сельский; несколько деревень, под общим управленьем и од­ ного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем; в ниж. Заволжье и нвг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; кладбище с церко­ вью вообще, арх. лопарское селение». (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3: П -Р .-М ., 1 9 9 4 ,-С. 400.) « Погост , -а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину —церковь в стороне от села с пригающим участком и с кладбищем)». (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.—4-е изд., доп.—М., 1999,—С. 530.) «Слово погост употребляется ныне в двух смыслах, означая село с деревнями прихода его и место вокруг церкви, где погребают мертвых. В древние времена по­ гостом называлась округа или несколько деревень, подсудных одному начальству. Разделение областей на такие округи могло быть в Ольгино время делом великой законодательной мудрости». (Карамзин Н. И. История государства Российского. Кн. 1: Т. 1-4.—М., 1988 ,-С. 105.) О погосте см. также: Печенга, нп. «.. .Древнерусский приход имел значение не только в религиозно-церковном отношении, но и административно-территориальном. Это положение можно счи­ тать доказанным, по крайней мере относительно Севера России. Так Новгородская область, делившаяся на пятины (на 5 частей),—а каждая пятина на половины, по­ ловина же на погосты,—представляла несколько таких административных единиц, носивших название „погостьГ. „Погост' — это собственно место, занятое церко­ вью с кладбищем, с церковными причтовыми постройками; затем само селение, где находится церковь, и наконец, целый округ, который тянул все другие свои мень­ шие селения к центральному селению, где был известный храм. В этом-то цен­ тральном селении на „церковном погосте" сходились погощане на мирские сходки, чтобы решить свои общинные дела. Здесь же, около храма, на церковном погосте, объявлялись разные правительственные распоряжения, позывы крестьян к суду и т. п.». (Древнерусский приход / / Арханг. Епархиальные ведомости.— Архангельск, 1897.) « Погост , какое слово и что значило в язычестве, неизвестно, и хотя ныне погост принадлежит к церкви, но оное разное значит. 1) место, что к церкви, для житья церковников, погребения мертвых; 2) церковь, построенная особо на церковной земле, никому не присудная и всем разным владетелям того прихода общая; 3) целой приход с многими селениями». (Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz