Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

922 56. В Цып-наволоке Гаврилово 57. Ловышево 58. Локъ-наволокъ 59. Гридино 60. Лазарево 61. Зубово 62. Май-наволокъ меньшой 63. Май-наволокъ большой 64. Скарвиево 65. Кегоры 66. Тиврульское Все эти становища весьма хорошо известны промышленникам, но во многих в настоящее время не промышляют.., а некоторым даны другие названия, и взамен оставленных основаны новые становища. В настоящее время на всем Мурманском берегу считается 37 главных становищ, 18 в западной части, а остальные на восточ­ ной и настчитывают более 1000 домов... Названия наших теперешних становищ следующие: На западной стороне: 1) Екатерининская гавань (в Кольской губе), 2) Порт Св. Владимира, 3) Ура- Губа, 4) Ара-губа, 5) Западная Лица, 6) Вичаны, 7) Китовка, 8) Типаново (бывшее Типуново), 9) Корабельная губа (бывшая Сергиево), 10) Цып-Наволок (образовав­ шееся из трех становищ: Оникиево, Цып-наволоцкий остров и Цып-наволоцкое Гаврилово), 11) Зубовские (бывшие Зубово), 12) Вай-да-губа или Ай-да-губа, 13) Земляная губа, 14) Червянная губа, 15) Печенгская губа, 16) Мало-немецкое, 17) Столобовое, 18) Фильманское. <.. > .. .После окончания промысла ватаги... возвращались в Колу, где весь добытый промысел продавали приходившим судам из поморья или из заграницы: Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, а позднее даже из Франции и Англии. ...После нашествия англичан (1854г.) купцы, оставшиеся в Коле, начали по­ купать треску не для Архангельска, а для Петербурга и отправлять ее туда на своих судах. Первыми предпринимателями были Шабунины и Базарные, которые отправили тресковые грузы в Петербург в 1856 г. и не ошиблись в своих расчетах. Появление трески на петербургском рынке большими партиями заставило многих обратить внимание на наши тресковые уловы. Из Петербурга начал ходить за нею специально либавский шкипер И. И. Зебек и некоторые др. купцы. Тогда в прессе появились постоянные статьи, говорившие о промыслах Севера. Этому способ­ ствовали много члены Арханг. Ститистич. К-та, в изданиях которого неоднократно возбуждались вопросы о том, как поднять благосостояние поморского населения... .. .В 1881 году пароходы Мурманского срочного пароходства заходили в сле­ дующие становища: Семь-островов, Гаврилово, Териберку, Колу, Еретики, Цып- Наволок, Вайдо-губу, Мало-немецкое, Финманское, Вадзэ, Вардэ, а в 1890 году — Поной, Вост. Лицу, Семь-островов, Харловку, Рынду, Трящино, Шельпино, Гаври­ лово, Териберку, Мало-олений, Зарубиху, Колу, Еретики, Ара-губу, Корабельную, Цып-наволок, Зубовские островы, Вайда-губу (правильнее Ай-да-губа, означаю­ щее —божественная губа от лопарского слова Ай-Бог, божество). Земляную губу, Червяную губу, Печенгу, Мало-немецкое, Финманское, Вадзэ и Вардэ... ...В 1886г. в полное расположение местной администрации был выделен крейсер для промыслового берега. Первым крейсером, посланным в Лопландию в 1882 году была военная шкуна „Бакан“, которая обязана была в течение всей на­ вигации преследовать норвежских китобоев, ведущих охоту в наших водах, но от нее мало оказалось пользы, а казне стоило дорого. Вследствие этого и был устроен другой крейсер —административный пароход „Мурман", которого район деятель­ ности оказался шире, практичнее и полезнее для всего края. На этом пароходе лежит много обязанностей: преследовать норвежских китобоев, в наших водах; сообщать своевременно русским промышленникам о ходе рыбы и наживки; достав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz