Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

909 Приложение III . .. и Печенского монастыря игумену и иным людем, кто у них те угодья в оброк и в куплю взяли без нашего государева указу, велено в том отказать, потому что лопских угодей в куплю продавать и в оброк отдавать никому не велено; и пото­ му теми угодьи Нотозерским и Сонгелским лопарям по той писцовой Васильевой книге Агалина и по грамотам владеть, а Печенского монастыря игумену з братиею отказать. А писцовые ж книги Алая Михалкова 116 году и 119 годов и грамоты, каковы даны Печенского монастыря старцом во 179-м году, во 183-м , во 185-м, во 195-м годех и которые списки з жалованных грамот 99 и 115 годов в Новогородцком приказе Печенского монастыря старцы... били челом о жалованной грамоте, и те списки и жалованную грамоту, какова им дана во 183-м году, велено отставить потому: < ...> в той писцовой книге явилось в том несходство: написал он Алай в книгах своих пожни и рыбныя ловли к монастырю крепки по жалованной гра­ моте 115-го году, и той подлинной грамоты в Печенском монастыре нет, а подали они к делу старцы с нее список за руками прежних игуменов и старцов, в том списку написано сверх вышеписанного за монастырем речка Улита, а в ево Алае­ вой книге тое речки Улиты за монастырем не написано < ...> а в грамоте 96-го году, какову подали лопари, .. .написано рыбными ловли и всякими угодьи велено владеть по прежнему лопарям, а вступатца в них никому не велено, а та грамота писцовой Алаевой книги Михалкова старее девятьюнадесят годами, а Васильевы книги Агалина 82-го году Алаевых книг Михалкова старее тритцатью четырми годами; а мировая запись 109 году Алаевых книг старее ж, а список з грамоты 99-го, каков Печенские старцы подали их же игуменовой мировой записи 109 году старее десятью годами с . . .> А писцовой книги Алая Михалкова тот же список з грамоты старее седьмнадесятью годами, а в той писцовой книге о том списку ни­ чего не помянулось. И за вышеписанным несходством тое писцовую Алаеву книгу Михалкову велено отставить же. И потому та писцовая Алаева книга Михалкова отставлена, что лопари в челобитье своем написали: в прошлом во 119-м году, как под Кольской острог Свейския немцы приходили войною и лутчих многих людей побили, и в полон побрали, и в полону померли, а животами их и угодьи четвертью реки Туломы и анбарцами завладели Печенского монастыря старцы, потому что дети тех побитых лопарей остались малы и угодьями своими владеть не могли. А грамоты 179-го, 183-го, 185-го, 195-го годов отставить, потому что по тем гра­ мотам велено Печенского монастыря старцом лопарскими рыбными промыслами владеть по Алаевой писцовой книге Михалкова и по спискам с тех жалованных грамот, да и для того, что Колския жители всякие угодьи владели и всякие по­ дати платили по Васиевой книге Агалина по 188-й год, а не по Алаевой книге Михалкова. < ...> < ...> и на того писца Алая Михалкова писали они порок, что для многих взятков в книгах своих, рнясь на них, тонные их промыслы писал не против старых книг писца Василья Агалина, со многою прибылью, и по их-де челобитью ему Алаю промыслов их писать не велено, и велено ехать к Москве, и книг ево Алаевых для того в Кольской острог и не прислано. А в вышеписанных подлинных грамотах, каковы ис Кольского острога присланы, написано: велено Кандалажского монастыря игумену Печенского монастыря старцы и Коляны посадцкими людми и с уездными крестьяны во всяких податях считатца по писцовой книге Василья ж Агалина. И рыбными ловлями по той же книге Нотозерским и Сонгельским лопарям владеть велено, а Печенского монастыря старцом от тех рыбных ловель отказать, и писцовые книги Алая Михалкова отставить. А что они ж Печенского монастыря старцы во 158-м году подали к делу лопарские купчие, данные и кабалу на лопарские ж рыбные ловли 128-го, 129-го, 142-го, 145-го и 154-го годов, те купчие и данные и кабалы отставлены ж, потому что писаны они после писцовых книг и теми угодьи владеть велено лопарям же. с . . .> Да в 705-м и 706-м годех по нашему ж великаго государя указу и по выпискам Кольских посадцких людей и лопарей о рыбных ловлях, чем они владели до нашего великого государя указу, на тех посацких людех и лопарях за рыбные их ловли новокладного оброку править

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz