Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
832 раз при удачном, богатом улове саамы-колтта лучшую только что пойманную озерную рыбу раскладывали в своих святых местах». (Petsamonmaan kolttain pyhat paikat / / MFSOuLVIII,—Helsinki, 1928.— S. 20-21.) RosbergJ.E . (Росберг И. E.): «Чевессуоло, Пальяссаари (саамск.. Caevessuolo, финск.: Paljassaari, букв.: Голый остров) —самый южный и самый большой остров на озере Воуватусъярви. На западном берегу острова —большое скопление избушек саамов-колтта с принадлежащими им амбарами. Осенью здесь обитало около десятка семей, до тех пор пока озера не покрывались льдом; женщины ловили рыбу, мужчины собирали в тундре своих оленей. Отсюда семьи переселялись дальше вниз (по течению р.Яаз) на другие, лучшие места для проживания, располагавшиеся частично на берегу реки, частично в тундрах. В январе поселялись в своих зимних жилищах в Верхней Колттакюле, так наз. Марккина (Markkina), на рассто янии около полумили по направлению от Верхнего Монастырского озера. Пять раз в году они меняли место жительства, передвигаясь вверх и вниз по реке в маленьких лодках, доски которых иногда еще были сшитыми между собой. Очень короткий период в году —весну —они жили в Колттакюля возле церкви Бориса и Глеба. Летом они уходили на южное побережье Варангерского залива, в определённые места, где они со стародавних времен имели право заниматься ловлей сёмги. Здесь они жили в маленьких прими тивных торфяных избушках. Из домашних животных, помимо оленей, они держали немного овец и никогда —коров. В пользовании у них были прялки и веретено. Их избушки имели примитивное убранство. Они были маленькими, по строенными из бревен, без фундамента, с длиной стены около 5 метров. В летних и осенних жилищах не было пола. Дверной проем был так ни зок, что приходилось сильно пригибаться, чтобы войти внутрь избы. В углу возле двери находилась выложенная из плоских камней печь (очаг), снабжен ная трубой, которая выходила на крышу. Вдоль трех стен —широкие лавки, на которых по ночам спали, а днем сидели и лежали. На лавках же стопкой была уложена вся одежда хозяев, а также хозяйственная утварь. На одной из стен —оконце в виде маленького квадратика; в углу всегда была икона, возле которой осеняли себя крестом все входящие в дом. В таком маленьком жилище могли проживать одна, две и более семей; положение их было крайне стесненным. Скитальческая жизнь привела к тому, что саамы довольствова лись малым и использовали все, что может пригодиться для строительства жилья, хотя легко могли получить брёвна для построек. Восточные саамы образуют свою собственную ветвь родового племени, которая распространена по всей обширной территории Русской Лапландии. Их легко отличить от саамов Норвегии, Швеции и Финляндии. Обычно они такого же роста, но более крепкого телосложения, у них значительно лучше рост бороды. Их внешность часто некрасива из-за формы носа и расчесов на голове. Голос сиплый, как будто они „сорвали" его. Язык также отличается от обычного саамского языка, но не настолько, чтобы наши (норвежские, финские) саамы не могли их понять. Только женщины предпочитают национальную одежду; особенно бросает ся в глаза гребнеобразной формы высокий головной убор. Мужчины появляются иногда в старомодной, европейского образца одеж де, что выглядит несколько комично. Помимо саамов-колтта на Пальясаари (Чевессуело) живет 80-летняя вдова- саами Кристина Сарре (Kristine Sarre) вместе со своей дочерью. У них есть две коровы, но живут они в основном за счёт рыбной ловли. Мы спросили у старой женщины, знавшей немного норвежский язык с молодости, когда она служила в норвежской семье,—считают ли они себя „русскими" (т. е. живу щими в России, подданными России)? Она ответила: „Да, так они говорят".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz