Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
808 в Салмиярви, Пялси рассказывал и о своем проводнике —дочери Старого Герасима (Vanha Garssim) Татьяне, саами-колтта: .. .Татьяна воображала, что сейд найден ею, т. к. в детстве она много раз ходила смотреть на него. Бабушка предостерегала: „Подивитесь на эти камни-божества, но не касайтесь их, тр- гда не заболеете". И дети избегали и опасались святого места. Во время нашего посещения Татьяна расска зывала, что прежде чем просить у сейда по мощи, необходимо предложить Сейта-вааре (у Харузина —Сидо-вар), ее владыке, властелину- хранителю какое-нибудь подношение в дар: оле ня, овцу, шкурку лисы или куницы, рыбу или что-то из одежды. Не нужно приносить жертвен ные дары к назначенному месту, т. к. дух-владыка сам возьмет их,—они погибнут, когда помощь бу дет оказана просящему о ней. Но это не принесет огорчений и утрат сделавшему удачные дары — подношения. „Наши предки поклонялись Сейтавааре (Seita- ѵаага), ее духу —властелину три тысячи лет",— сказала Татьяна, обернувшись на тропе и гордо взглянув на сопровождавших ее. Отыскав сейд, Татьяна исчезла. Мы ее жда ли и звали; вдруг она появилась и смеясь, про изнесла: „Я нашла здесь удивительные места", и скользнула с крутого обрыва вниз между скал. Скользя и пробираясь между камнями, Татьяна казалась мне особенно лукавой, и я, спускаясь за ней к ос нованию скалы, вспомнил о тех 90 преследователях-шведах, об их пятидесяти оленях, которых хитрый проводник-колтта направил в пропасть тундры с по мощью могучего духа-владыки Сейтаваары. Таким образом своим рассказом Татьяна подготовила нас к встрече со святыней своих предков. „Это первый, всего их три," —пояснила Татьяна, указывая на большую глыбу у основания скалы, угрожающе нависшую над кручей, а также и на дру гие два камня. Средний сейд был самым большим и самым впечатляющим. Ответвления на его „голове" как два заостренных к концам рога, напомина ли большие уши собаки или, как исполинские, всеми ветрами выточенные зубцы. Это был таинственный и „скрытный", не располагающий к общению сейд, очень серьезный и опасный; на его „лице" сфинкса не было и наме ка на улыбку. Ушасто-рогатый сейд был действительно главным божеством, тем, который слушал молитвы (мольбы) большими ушами и помогал скрытой в камне могучей силой. Последний сейд был некрасивый и пугающий, т. к. у него было искрив ленное „лицо", острый рог на виске и широкий, с вытекающей белой пеной рот, под которым багряной щетиной рос красный мох. Этот слюнявый рот и красная челюсть как бы смеялись нам в глаза; сейд смотрел на нас жадно, глупо, бесчувственно. Глаз, видный нам, был крошечный, смотрящий откуда- то почти из левого уголка рта; этот выпученный глаз смотрел свысока куда-то сквозь нас, как будто на одну из горных вершин, расположенных на норвеж ском берегу». (Eilispaivan Petsamo - Porvoo-Helsinki, 1970.- S. 199-200.) Рис. 326. Сейд Харьюнваара в Салмиярви. Татьяна Герасимова, 40-летняя саами-колтта постоянно навещала это место многовеково го поклонения предков. Фото Sakari Palsi, 1929 г. Ho lmberg -Harva U. (Холмберг-Харва У.): «Обитавшие в окрестностях Сал миярви и озёр Куотс Афанасьевы поклонялись горе, называвшейся Сийдде- варр ((с.): Siedde-varr). Она находилась на небольшом мысочке озера Сал-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz