Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

807 х А р ь ю н в А а р а сообщает, со слов одного колониста, что когда он увидал, как лопарь приносит в жертву камню голову, ноги и крылья убитого им тетерева, он удивился и спросил лопаря, для чего он это делает; тот отвечал, что за принесенную им жертву сейду он ждет, что этот последний из пожертвованного создаст новых птиц и пошлет ему их при охоте, с . . .> .. .Такое капище находится на тундре Сидовар (Сид —сейд, вар —гора), находящейся не далеко от Чалмозера... (Как в Печенге, где тоже есть ста­ ринное капище; к нему приводили оленей и овец и носили рыб; к жертвова­ телям, по преданию, все возвращалось в изобилии, множились у них и олени и овцы, и лов шел удачнее)... Сюда, по преданию, также привязывали овец и оленей и за свои жертвоприношения лопари получали или хорошую погоду, или дурную, смотря по желанию. Кричали: дай такую-то погоду,—и божество им посылало. Предание гласит, что в случаях нашествия Чуди, более всего сюда обращались... <.. .> За главными богами „лопарского Олимпа" и светлыми и темными... шел еще целый ряд божеств второстепенных, духов, населяющих землю и во­ ду, живущих в лесах и на горах, повелевающих ветрами и тучами и т. д. Этот сонм духов был бесчислен: духи реяли всюду и были, пожалуй, более опасными для лопарей, чем мрачные боги подземного царства... Из этих низших духов (лопарь) выбирал лишь некоторых, наиболее могу­ щественных, которым он приносил жертвы. Остальных он либо боялся, если они были по его мнению злыми духами, либо ждал от них добра, если он считал их добродетельными, но не жертвовал им. .. .в верованиях в этот сонм духов отразилось в значительной степени влияние и скандинавов и соседей финнов, у которых, как известно, верования в большое число духов были крайне распространены, и нет удивительного, что и в этих верованиях соседи лопарей дали им почувствовать свое влияние. Но за заимствованиями нельзя не отличить и национальных черт лопарей и нельзя отрицать всякую индивидуальность в этих верованиях... Духов этих бесчисленное множество: они повсюду. Масса их населяла леса, горы, озера Лапландии, но от них лопари не ждали больших выгод, не боялись также их и поэтому довольно мало внимания обращали на них. Остановлюсь поэтому лишь на тех, которые так или иначе принимали более деятельное участие в жизни лопаря... ...духи-карлики, живущие под землей, Тшаккала-гак. Любимое их ме­ стопребывание в горах, в тех местах, где снег скорее, чем в других местах, тает... Эти духи, по-видимому, не национально-лопарские: вероятно, они за­ несены к лопарям от скандинавов, где представления о карликах, обладателях и хранителях огромных сокровищ в горах, были очень распространены. Эти, общие германским племенам, верования в духов-карликов, вероятно, пере­ шли и к лопарям. К сожалению, слишком малое количество данных, которые дошли до нас, о верованиях лопарей в Тшаккалагак не дает возможности под­ твердить это предположение, но уже то, что представления о них были мало распространены среди лопарей, встречались лишь в некоторых, лежащих близ скандинавских, селениях лопарей, может косвенно доказывать это». (Русские лопари.—М., 1890.—С. 188-189, 193, 158-160.) Pohjanpalo J. (Похьянпало Ё.): «Страстный путешественник и знаток своей страны и дальних стран, финский писатель Сакари Пялси (Sakari Palsi) со­ вершил летом 1931 г. путешествие в Лапландию и Петсамо. Трудности и впе­ чатления от этого путешествия он описал в книге „В Петсамо как за границу" („Petsamoon kuin ulkomaille"): „В действительности, это лучшее в мире место для путешествий. Оно дикое и красивое, суровое и закаляющее характер, ис­ пытывающее силы тех, кто желает их испытать. Оно притягательно интересно и полно новизны...“ В своем интервью о каменном божестве, камне-сейде на Харьюнваара

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz