Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
806 возвращавшиеся из похода «на лопарей», и которые (в полном соответствии с традициями саамско го фольклора) панически бежали от преследователей; (Нагѵа), гора святая, в ней живет дух Akka, владычица горы Акка — Siedde-varr-ahkaš (sieddai). Первоназывателями были саамы. Они называли гору (с.): Siedd(a)’varr, Siedda’varr. Мотивация связана с именем покровителя рыболовства и здоро вья у саамов —Сейда. Эту версию подтверждают и предания —легенды, свя занные с этой святой горой (см. Харузин, Holmberg-Harva U., J. Pohjonpalo и др.). т. е. в этом случае определяющая часть двухкомпонентного топонима Siedd(a)-, Siedda соответствует понятию Сейд (святая, священная гора; место жертвоприношений). Определяемая часть —номенклатурный термин, обозна чающий географический объект, -ѵагг, -ѵагг, -вар (гора), т. е. Сейд’гора, место обитания духа владычицы Акка (см. Харузин, Сидовар (сид —сейд, вар — гора). В то же время, в саамском языке есть эквивалент слову (с.): siedd(a) — (ф.): поседевшая, т. е. Поседевшая’гора. Первый вариант толкования названия горы предпочтительнее. На современные же карты нанесен топоним финноязычного происхож дения, закрепившийся в русской письменной речи речи путем транслитера ции (ср. Harjunvaara и Харьюнваара). Сохранена структура, характерная для финно-угорских топонимов. Родительный падеж, в котором стоит определяющий компонент топонима, передает отношение принадлежности. Действительно, на самом берегу про лива (salmi), у подножия горы Харьюнваара жила семья по родовой фамилии Харью (Harju). Это и послужило мотивацией названия: гора семейства Ха- рью, т. е. Харьюн’ваара. Потомки этой семьи в настоящее время проживают в Норвегии, в г. Киркенесе. Однако, финноязычное название могло появиться не ранее, чем в Салми ярви обосновались первые переселенцы из Финляндии (см. Салмиярви, нп), т. е. во второй половине 60-х годов 19 века. В среде новопоселенцев-финнов, не связанных вековыми традициями об рядов поклонения и жертвоприношений, саамское название, пришедшее из «седой старины», не было востребовано, ушло из употребления и сохранилось лишь на старых картах и в легендах. Это единственный из найденных в Пе ченгском районе сейдов, о котором сохранились сведения. Местонахождение его определено работниками Печенгского музея в 1992 г., посещено в 1995 г. Харузин Н.Н.: «...Так как сейды считались покровителями семейств, то во всех затруднительных обстоятельствах им приносили жертвы; приносили им их для того, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т. п. Жертвоприношения совершались около самих сейдов; само место, где стоял священный камень, считалось святым; его обносили оградой, и никто не смел входить за пределы этой ограды без жертвенной цели. Вот почему даже в давнее время лопари неохотно показывали места, на которых стояли сейды: они боялись, что за это их настигнет наказание и рассказывали Гегстрему примеры, как лишались здоровья, а иногда и жизни те, которые приходили с целью разрушить или осквернить священный камень (Hogstrem. Beschreibund, p.202). Женщины к сейдам, как к родовой святыне, не допускались. Единообразия в жертвенном ритуале, по отношению к сейдам, мы не встре чаем; обыкновенно, пока сейд оставался семейной родовой собственностью, жертву ему приносил глава семьи, рода; в тех местностях, однако, где сей ды превратились уже в богов общественных, утратили свой исключительный характер божеств родовых или семейных, там жертву сейду приносил нойда. Лопари-охотники, в случае если убивали птиц, белок или какое-нибудь другое животное, около священной ограды, в которой заключен сейд, должны были отдать в жертву камню ноги (крылья) и голову своей добычи. Гегстрем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz