Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

788 под державу великих царей Московских и российских самодержцев". (Рукоп. Житие)». (Просветители лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенгский / / Журнал Мин. Нар. Просвещ.—1868, июль.— Ч. СХХХІХ ,-С. 276-277.) Д. С. Лихачев дает пояснение к словам «начальник Трифон»,—здесь «на­ чальник» в значении: начальник веры христовой среди лопарей; тот, с кого началась проповедь св. Евангелия, т. е. тот, кто «начал». Козмин Н.: «Трифон отправился с родины с целию нести евангельскую про­ поведь к диким обитателям пустынных берегов Студеного моря, в эту землю необетованную, неприютную, в землю жаждующую и непроходную. Время прибытия Трифона на р. Печенгу в Житии не указывается. Поселившись в ди­ кой стране, одинокий, без приюта и крова, скитаясь по лесам и горам, прп. Трифон много протерпел от бесов и „от всяких пустынных страхований". (Жи­ тие прп. Трифона Печенгского напечатано в „Правосл. Собеседнике", 1859г. ч. II, стр. 98). Но еще большие огорчения ждали преподобного далее —при сношениях с массой языческого народа. Почва для предстоящих ему миссио­ нерских подвигов была, действительно, грубая, невозделанная... В истории известны два благочестивые иноки Соловецкой обители, рев­ ностно в продолжении всей своей жизни трудившиеся на поприще просве­ щения обитателей русской Лапландии св. верою. Это были —прпп. Феодорит и Трифон, благодаря которым христианство было занесено в самую отдалён­ ную северную поморскую украйну и здесь навсегда утвердилось и сделалось господствующим. .. .Многие лопари сами изъявляли желание принять св. крещение и про­ сили себе священников. Помимо иноков и старцев монастырских делу озна­ комления лопарей с христианством могли содействовать и русские христиане из простых мирян,—промышленники, которые заявлялись на летнее время на Мурманский и Терский берег Лапландского полуострова для морских про­ мыслов. .. .Источником сведений о жизни и трудах преп. Трифона Печенгского является его жизнеописание, которое имеет такое заглавие: „Житие Препо­ добного отца нашего Трифона Печенгского Чудотворца, лопарский народ про­ светившего святым крещением". (Рукопись Солов. Библиот. № 188. Издано это Житие в Прав. Соб. 1859 г., ч.2, стр.89-120). .. .Дошло оно до нас не в первоначальном виде... Автор Жития говорит в предисловии, что оно написано было им на основании дошедших до него „малых книжиц и кратких писаний", которые он „собрал во едину книгу"... Автор упоминает также о Житии Св. Трифона, „писанном самовидцы", ко­ торое по его словам, погибло в то время, когда обитель прп. Трифона была разорена и сожжена до основания немцами (1589 г.)... В житие вошли замет­ ки людей, быть может, лично знавших св. Трифона: „возрастом святый не мал, нагиб, плотию крепок, малоплешив, брадою сед"... .. .После первых... благоприятных результатов, которыми увенчались мно­ голетние миссионерские труды прп. Трифона, распространение христианства между лопарями пошло гораздо успешнее. Видя, что Преподобный желает им только добра, лопари стали относиться к Трифону с большим расположени­ ем и уже с доверием внимали его евангельской проповеди. Пользуясь этим, прп. Трифон успел огласить св. верою как тех лопарей, которые жили „окрест рек Печенги и Пазреки “, так и всех прочих, живших к западу, до самой границы датских и шведских владений, после чего оставалось только про­ светить оглашенных св. крещением... Возвратившись из Новгорода, Трифон привел с собою мастеров и начал строить на р. Печенге церковь, в расстоянии 150 вёрст от Колы. При этом сам преподобный подавал пример работникам,— „днем за три поприща на раменах своих на церковное строение брёвна, тес и иное потребное ношаше, ночи в непрестанных молитвах пребывая".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz