Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
788 под державу великих царей Московских и российских самодержцев". (Рукоп. Житие)». (Просветители лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенгский / / Журнал Мин. Нар. Просвещ.—1868, июль.— Ч. СХХХІХ ,-С. 276-277.) Д. С. Лихачев дает пояснение к словам «начальник Трифон»,—здесь «на чальник» в значении: начальник веры христовой среди лопарей; тот, с кого началась проповедь св. Евангелия, т. е. тот, кто «начал». Козмин Н.: «Трифон отправился с родины с целию нести евангельскую про поведь к диким обитателям пустынных берегов Студеного моря, в эту землю необетованную, неприютную, в землю жаждующую и непроходную. Время прибытия Трифона на р. Печенгу в Житии не указывается. Поселившись в ди кой стране, одинокий, без приюта и крова, скитаясь по лесам и горам, прп. Трифон много протерпел от бесов и „от всяких пустынных страхований". (Жи тие прп. Трифона Печенгского напечатано в „Правосл. Собеседнике", 1859г. ч. II, стр. 98). Но еще большие огорчения ждали преподобного далее —при сношениях с массой языческого народа. Почва для предстоящих ему миссио нерских подвигов была, действительно, грубая, невозделанная... В истории известны два благочестивые иноки Соловецкой обители, рев ностно в продолжении всей своей жизни трудившиеся на поприще просве щения обитателей русской Лапландии св. верою. Это были —прпп. Феодорит и Трифон, благодаря которым христианство было занесено в самую отдалён ную северную поморскую украйну и здесь навсегда утвердилось и сделалось господствующим. .. .Многие лопари сами изъявляли желание принять св. крещение и про сили себе священников. Помимо иноков и старцев монастырских делу озна комления лопарей с христианством могли содействовать и русские христиане из простых мирян,—промышленники, которые заявлялись на летнее время на Мурманский и Терский берег Лапландского полуострова для морских про мыслов. .. .Источником сведений о жизни и трудах преп. Трифона Печенгского является его жизнеописание, которое имеет такое заглавие: „Житие Препо добного отца нашего Трифона Печенгского Чудотворца, лопарский народ про светившего святым крещением". (Рукопись Солов. Библиот. № 188. Издано это Житие в Прав. Соб. 1859 г., ч.2, стр.89-120). .. .Дошло оно до нас не в первоначальном виде... Автор Жития говорит в предисловии, что оно написано было им на основании дошедших до него „малых книжиц и кратких писаний", которые он „собрал во едину книгу"... Автор упоминает также о Житии Св. Трифона, „писанном самовидцы", ко торое по его словам, погибло в то время, когда обитель прп. Трифона была разорена и сожжена до основания немцами (1589 г.)... В житие вошли замет ки людей, быть может, лично знавших св. Трифона: „возрастом святый не мал, нагиб, плотию крепок, малоплешив, брадою сед"... .. .После первых... благоприятных результатов, которыми увенчались мно голетние миссионерские труды прп. Трифона, распространение христианства между лопарями пошло гораздо успешнее. Видя, что Преподобный желает им только добра, лопари стали относиться к Трифону с большим расположени ем и уже с доверием внимали его евангельской проповеди. Пользуясь этим, прп. Трифон успел огласить св. верою как тех лопарей, которые жили „окрест рек Печенги и Пазреки “, так и всех прочих, живших к западу, до самой границы датских и шведских владений, после чего оставалось только про светить оглашенных св. крещением... Возвратившись из Новгорода, Трифон привел с собою мастеров и начал строить на р. Печенге церковь, в расстоянии 150 вёрст от Колы. При этом сам преподобный подавал пример работникам,— „днем за три поприща на раменах своих на церковное строение брёвна, тес и иное потребное ношаше, ночи в непрестанных молитвах пребывая".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz