Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

787 ТРЙФОНОВО свои собственные средства. Ездил за помощью. Позднее построил на мысе при впадении речки Маны в Печенгу церкви Успения Богородицы и во имя соло­ вецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Монастырь окреп, стал играть вид­ ную роль в хозяйственной деятельности, в торговле с иностранцами. В 1565 г. здесь было 20 монахов и около 30 монастырских работников. В 1572г. уже около 50 монахов и 200 работников. Монастырь стал вторым после Колы крупным русским поселением на Кольском полуострове. Трифон стремился не только приобщить лопарей к христианской вере, но и защищать русскую землю „от тамо близких стран". После смерти Трифона над его могилой сделали часовню. 30.11.1589 в день святого апостола Андрея Первозванного, во время богослужения, в монастырь ворвались вооруженные шведы и начали убивать людей. Церкви и монастырь были разграблены и сожжены. От рук захватчиков погибли 116 человек, в том числе игумен Гурий. В середине XVII века Русская церковь причислила Три­ фона к лику святых, а когда в 1886 монастырь восстановили, его назвали Трифоно-Печенгским. К могиле святого на месте древнего монастыря и реч­ ки Маны началось паломничество. В 1708-1709 здесь была построена цер­ ковь Сретения Господня. В день кончины Трифона (15 декабря) и на Сре­ тение (2 февраля) съезжались люди со всего Кольского полуострова, моги­ ла Трифона стала главной святыней края. В 1857 г. был открыт отдельный Печенгский приход, обновлена Сретенская церковь. В 1870 г. колонисты воз­ ле могилы 116 мучеников поставили церковь во имя преподобного Трифона. В связи с 300-летием со времени кончины Трифона Святейший Синод решил возобновить деятельность монастыря на Печенге. Собрали 20140 руб. 32 ко­ пейки народных пожертвований, император Александр III подарил набор доро­ гих священнических облачений, а члены царствующего дома —иконы, кресты и сосуды. В 1890-1891 гг. рядом со старинной Сретенской церковью построили новый шатровый одноглавый храм Сретения Господня с двумя приделами — Успенским и Зосимо-Савватиевским. Возле надгробия Трифона поместили ре­ ликвии: мельничные жернова, которые он принес когда-то из Колы, кусок спекшихся при пожаре (во время нападения шведов) глины, кирпича и чело­ веческих костей. В 1900 г. Трифоновскую церковь перенесли в другое место, а рядом с могилой 116 погибших построили в 1906-1908 г. храм Рождества Христова, который освятили в 1911г. (15 июля). На его строительство дал 15 тыс. рублей Николай II. Осенью 1912 г. (16 октября) при монастырском по­ дворье освятили также церковь во имя Андрея Первозванного и святителя Николая-Чудотворца. В 1917 г. в монастыре было три храма и одна часовня. За год монастырь посетило 3650 паломников». (Сказание о преподобном Трифоне Печенгском-Чудотворце, просветителе лопарей и основанной им обители. Соловецкий патерик. 1991 / / Жития святых.—М., 1983.) Шестаков П. Д.: «Трифон родился в 1495 году в Новгородских пределах, по некоторым свидетельствам, близ города Торжка. (Примеч.1. „Сей святый великий проповедник и пустынный житель, преподобный отец Трифон, рож­ дение и воспитание имея в Новгородских пределах, от самого ли Новаграда, или от иных Новоградския страны городов и весей, того в писании не об­ ретаем, глаголетже ся от некиих, якобы отечество преподобного близ града Торжка от священных, благочестно живущих родителей" (Рукописное житие). По житию, помещенному в Житиях Святых и напечатанному с рукописного жития, хранящегося в Кольском соборе, блаженный Трифон родился около 1485 года). .. .„И оставив свое отечество, пойде, амо же наставит его Бог, еще в мир­ ском чину, и приде на приморие великого моря Окияна, в часть Норванския земли (Мурманский берег), в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский; ибо та Норванския земли часть с тем народом издавна прилучена к Ногородскому владению, а по пленении великого Новаграда присовокуплена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz