Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

779 ТИТОВСКОЕ В 1914 г. в приходе состояло 40 дворов, 212 человек. Кроме самой Китов- ки в приход входили колонии Западная Лица, Вайда-Губа, Мало-Волоковая и Мотовский лопарский погост. Священником служил Николай Хрисанфович Азлов. В семи верстах от Китовки, на острове, находилось Китовское станови­ ще братьев Михаила и Павла Хипагиных, которые в 1872-74 гг. построили в Еретиках свою церковь во имя Святого Алексия митрополита Московского в память пребывания на Мурмане в 1870 г. великого князя Алексея Алексан­ дровича. В 1895 г. Хипагины перевезли церковь на Китовский остров. Церковь была срублена в виде избы с небольшой главкой и крестом, имела четыре небольших колокола, приличный иконостас». (Храмы Кольского Севера. 1. Церкви / / Мурманский вестник.—1995.— 8 дек.—С. 3.) Ушаков И. Ф.: «В Китовском приходе стояло две часовни: в 7 верстах от приходской Владимирской церкви, на острове Китовском,—часовня во имя Николая чудотворца, и внутри Лапландии, в зимнем Мотовском погосте, тоже во имя Николая чудотворца, построенная в начале 20 века». (Храмы Кольского Севера. 2. Часовни / / Мурманский вестник,—1996.— 6 фев.—С. 3.) Островский Д. Н.: «В настоящее время на Мурмане существуют следующие колонии: .. .Китовка. По южному берегу Мотовского залива или Большой Мотки расположено много хороших гаваней: губа Титовка, где живут летом лопари для лова сёмги и кольский купец Хипагин...» (Путеводитель по Северу России,—2-е изд.—СПб., 1899.—С. 94, 104.) Кошечкин Б. И.: «.. .летом 1928 года Д. А. Золотарев снова отправился на се­ вер. .. Ученый высадился на Титовском острове —сравнительно небольшом каменистом выступе, поднимавшемся в Мотовском заливе при выходе из Титовской губы. На склоне возвышенности, окружающей остров, располо­ жились постройки жителей и временных промышленников, а на берегу —две фактории. Большинство постоянных хозяйств на острове были русскими. Для мотовских саамов летом остров служил погостом, где они с весны до осени ловили рыбу. Узнать саамов не представляло труда по их облику и невысокому росту. Золотарев познакомился с братьями Чапоровыми, по выражению ученого, „до­ статочно энергичными и стойкими... в нарядных кожаных тужурках, а их семьи в русских костюмах, достаточно хороших и чистых". По наблюдениям этнографа, одежда титовских лопарей заметно теряла черты самобытности. Лишь часть женщин носила еще шамшуру. Не сохранились на острове и са­ амские вежи. Зато тупы строили не только саамы, но и русские, и жили в них постоянно. Приехавшие сюда на летний сезон обитатели тундры стремились исполь­ зовать время продуктивнее. Основу промысла составлял ярусный лов. Вы­ ловленную рыбу сдавали заготовительным организациям; наиболее высоко ценились палтус и треска; пикша и камбала значительно ниже. В течение 1927 года в Титовке и Озерках было закуплено около 500 тонн рыбы и 40 тонн тресковой печени. Несчастные случаи на промысле нередки. Поэтому на небольшом Титов­ ском острове издавна существовало саамское кладбище. Могилы обычно об­ кладывали мелкими камнями, по традиции оставляли топоры, горшки с уголь­ ками, иконки... Золотарев побывал в русско-карельском селении в долине реки Титовки и в финско-фильманском селении Озерко, по-старому Мотке». (Открытие Лапландии.—Мурманск, 1983.—С. 105-106.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz