Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

768 русск. Филипп; саам. Jahkk (кар. Jaakko), русск. Яков; саам. Oudaš (уменьш. фин., кар. Outi), русск. Евдокия; саам. Rigo (кар. Riiko), русск. Григорий. .. .сохраняя карельские черты языковых фактов, связанных с наименова­ ниями орудий ловли, и находясь на более низкой ступени общественного раз­ вития, саамы первоначально не могли оставить значительный след. Односто­ ронность языкового влияния отражает господствующее положение карел как налогосборщиков и как посредников новых культурных черт среди саамов. Интенсивность и древность карельского влияния говорят о проникновении карел на Кольский п-ов еще в средние века... Прочно осевшие на Севере, карелы все же были вынуждены перенять образ жизни саамов, хорошо при­ способившихся к арктическим условиям. Об этом говорят поздние саамские заимствования в северных диалектах карельского языка, связанные с олене­ водством и другими арктическими промыслами и природой. Саамских заимствований в карельском языке немного. Объем саамской по происхождению лексики в карельском языке увеличивается по мере про­ движения на север. На саамской территории и прилегающих областях, т. е. в Петсамо, Кестеньге, на Кольском п-ове и т. д. саамские заимствования об­ разуют уже значительную часть в лексике местных карельских диалектов. Особенно много слов, связанных с оленеводством, охотой и арктической при­ родой». (Карельско-саамские связи в свете лингвистических данных / / Происхождение карел.—Йоенсуу, 1976.—С. 101-111.) Кочкуркина С. И.: «Самое раннее упоминание о них [корелах] мы находим в Новгородской первой летописи под 1143 г.: „В то же лето ходиша Корела на Емь, и отбежаша 2 лоиву бити“ . Речь идет о неудачном походе на финское племя емь и о потере двух судов (парусное судно лойва)». (Народы Карелии,—Петрозаводск, 2003.—С. 95.) Михайлова JI. В.: «В Х-ХІ веках усилились связи населявших Карелию пле­ мён со славянами. Южная часть Карелии вошла в состав Древнерусского государства. В это время на территорию Карелии начинает проникать славян­ ское население. В XI столетии в сферу влияния Древнерусского государства вошли территории на Севере, населённые прибалтийско-финскими племена­ ми. В XI и первой половине XII в. начатки христианства распространяются на обширных пространствах Севера. В начале XII в. российская церковная миссионерская деятельность из Нов­ города распространилась до южного побережья Ладожского озера...» (К истории топонимии Валаама / / Прибалтийско-финское языкознание,—Петрозаводск, 2003,—С. 56, 57.) Ж е р б и нА .С .: «...Причину переселения карел они (финляндские историки дооктябрьского периода), как и русские буржуазные историки, видели в при­ нудительном насаждении шведами лютеранства среди православного населе­ ния. ...В православные приходы наряду с православными священниками стали назначаться лютеранские пасторы. Православным священникам предписыва­ лось проводить богослужения только на финском языке. ... Этапы переселения карел. Первый этап (1617-1655 гг.) На первом этапе в переселении не было организованности. Карельские крестьяне уходили на русскую сторону в одиночку или небольшими группами. Второй этап (1656-1658 гг.) во время русско-шведской войны. Переход в русское подданство являлся добровольным актом и носил орга­ низованный характер. Большое количество карел, переходивших на русскую сторону в первой половине 17 в., оседало на землях монастырей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz