Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
767 ТЙВРУЛЬСКОЕ сумлян Тренки Васильева да Филипка Тарасьева сына Рогуевых, да Федот- ка Васильева сына Рогуева ж. Изба кореленина Мелешки Гуикоева. И всего 7 изб да 7 ский». (Книга писцовая Кольского острога и уезда (1608-1611 гг.) / / Харузин Н.Н. Русские лопари.—М., 1890,—С. 428.) Харузин Н. Н.: «Новгородские владельцы сами не обитали в своих колониях. Для эксплуатации природных богатств края они посылали туда своих слуг... Развитая система озёр, соединявшихся между собой реками и речками, от крывала возможность водного пути от г. Корелы в „Лопские погосты" и в „ди кую лопь“». (Харузин Н.Н. Русские лопари,—М., 1890.—С. 18.) Бубрих Д.: «Первые сведения о Кореле в современной Средней и Северной Карелии относятся к самому началу XV в., хотя появилась она здесь, несо мненно, несколько раньше. Акты ХѴв. рисуют картину того, как Корела вла дела здесь рыбными ловлями, пахотными землями и т. д. Было ее здесь еще немного —пять родов. Интересно указать, что эти роды продолжали роды, которые раньше были зарегистрированы на Карельском перешейке (это каса ется, например, рокульцев) или по названию были связаны с теми же местами (это касается тиврольцев, ср. на Карельском перешейке Tiurin-linna —Тивер- ский городок летописи)». (Происхождение карельского народа.—Петрозаводск, 1947,—С. 38.) Кочкуркина С. И.: «О „пяти родах карельских детей" упоминают письменные источники. С ними уместно сопоставить лингвистические выкладки крупней шего финно-угроведа Д. В. Бубриха, разработавшего концепцию происхожде ния и развития карельского народа в Х-ХѴ вв.». (Письменные известия о карелах.—Петрозаводск, 1990.—С. 12.) Ключевский В. О.: «В житии соловецких чудотворцев и в новгородских гра мотах XV века [корелы] обозначаются именем корельских людей, корельских детей. Новгородцы XV века различали в этом финском поморском населе нии пять родов корельских детей, в соседстве с которыми, далее к северу и в глубь страны, обитала лопь. Эти „корельские дети" жили разбросано на всём протяжении Беломорского прибрежья от реки Варзуги до реки Сумы и далее к востоку и считались собственниками, вотчинниками занятых ими здесь земель; встречаем в грамотах XV века указания на земли, „куда ходят корельские дети" или „куда владеют вотчинники корельские дети". Они счи тали даже себя ближайшими собственниками еще не занятых земель, каких в XV веке много было в Беломорском крае...» (Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае / / Ключевский В. О. Православие в России,—М.: Мысль, 2000.— С. 464.) КертГ.М .: «В. Ключевский, работая над книгой „Хозяйственная деятель ность Соловецкого монастыря", обратил внимание на Соловецкие акты 15в., в которых упоминаются „лопь" и „карельские дети"». (Применение компьютерных технологий в исследовании топонимии: (прибалтийско-финская, русская).—Петрозаводск, 2002,—С. 94.) Корхонен М.: «.. .Саамы Колтта и Кольского полуострова ознакомились с рус ской культурой посредством карел. Известно, что карелы были, например, сборщиками налогов сначала на свой счёт, а затем по поручению Новгорода еще в ХѴ-ХѴІ вв. В топонимике Кольского п-ова видны следы былого карельского населе ния. .. В личных именах кольских саамов также виден отпечаток карельского влияния... Многие из христианских личных имен пришли в саамский посред ством карельских, что видно из фонетического оформления этих имен, на пример саам. Huahttar (кар. Huotari), русск. Федор; саам. Шер (кар. Нііірра),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz