Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

750 Рис. 312. Памятный охранный крест на вер­ шине горы Спаситель­ ной в окрестностях Верхнего Печенгского монастыря, н. XX в. СавичА.А.), а место монастыря, основанного прп. Трифоном,—второй мо­ настырь. Rovasti Аагі S u rakk a (Священник Аари Суракка): «Позади территории, где был расположен Верхний Монастырь, задний план пейзажа заполняла могучая гора-тундра Спасительная. На ее вершину вела тропа длиною около 4-х километров, которая начиналась прямо от монастыря. Она вела через подвесной мостик, построенный англичанами через реку Печенгу. Через него было довольно трудно проходить. На вершине горы, где укрепленный камнями стоял огромный крест, открывался величественный вид, который возможен только в Лапландии. Возвращаясь к преданиям о том, что когда-то предки их враждебно встретили Трифона, лопари-саамы говорили: „Он же ни в чем не был виноват. За что его терзали? Он хотел нам добра". Тут же, конечно, рассказывали о том, как Трифон укрывался, спасаясь у этой тундры. По этой причине она и была названа Спасительной. Кроме того, прекрасный пейзаж, окружающая природа располагала к молитве и была его любимым местом уединения». (Pyhan Trifonin perinto.—Joensuu, 1980,—С. 75.) На Севере России в давние времена существовал обычай ставить по по­ бережью и в иных значимых местах православные деревянные кресты. Они были значительно больших размеров, чем обычные, и назывались памятными, обетными и охранными. (См. Крестовый, мыс.). Такой крест, по преданию и по свидетельствам очевидцев, стоял на вер­ шине Спасительной горы (современное название —«Генеральская») как па­ мять о погибших монахах и прихожанах-саамах древнего Печенгского мона­ стыря в год его уничтожения (1590), а также как охранный и благословляю­ щий —для всех живущих на Печенгской земле и в ближайшей от него быв­ шей зимней саамской деревне Московакюля. Сохранилась фотография этого креста, разрушенного во время боёв в 1944 году. Восстановление и установку памятного охранного креста на прежнем ме­ сте —на вершине Спасительной горы —можно рассматривать не только как дань великому прошлому, связь с культурно-историческими традициями зем­ ли Печенгской, но и как память о всех погибших при разгроме фашистов в Заполярье.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz