Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
740 Рис. 300. Игра с ве рёвкой. Печенга, Суо никюля. Фото Е. Мя- кинен, 1938 г. Оставленная по другую сторону границы (на территории СССР) старая деревня не стала для саамов большой потерей. И дело было не в деревянных постройках, которое они могли бы, разобрав, погрузить на сани и перевезти на новое место. Новая граница 1920 г. разделила людей, оторвала их друг от друга, прервала многовековые культурно-хозяйственные связи с соседями — жителями Нотозерского погоста. Там были замужем 10 сонгельских девушек. Кроме того, были утрачены права на ловлю сёмги у Падуна, приносившую доход, т. к. уловы лосося продавались на товарообмен и за деньги в Колу. Четверть промысловых угодий осталась в СССР, а вместе с ними и три рода (семьи). Здесь не было никакой идеологии, люди просто остались в своих родовых угодьях. Экономически деревня пострадала во время войны, потеряв большинство оленей: до войны в деревне было 6000 оленей, а в 1926 г. осталось, согласно проверке, 726 голов. Оленье стадо осталось без должного ухода, т.к. 20 мо лодых мужчин были отправлены на 1 мировую войну. Оленей отстреливали все, кто хотел. Финское государство приступило к строитель ству новой зимней деревни на берегу Маринаяр- ви (Marinajarvi) осенью 1927 г. Пылкие этногра фы уже давно добивались сохранения в неприкос новенности самобытной культуры саамов-колтта Сонгельского погоста и завалили правительство письмами о том, что Суоникюля осталась един ственной лопарской деревней, сохранившей тра диционный уклад жизни и самобытную культуру, во всей Финляндии. Государство по ходатайству ученых приняло ряд специальных мер. Позднее государство официально предоставило сонгельча- нам полные общие и личные права на собствен ность и водные ресурсы; таких прав не было предоставлено другим проживающим в регионе саамам-колтта. В противоречии с провозглашен ными учеными целями было и то, что в пого сте должна быть построена школа с преподава нием на финском языке. Но эта программа все же позволила деревне Суоникюля (Талвикюля) продлить еще какое-то время традиционный уклад жизни. Рис. 303. Женщины саами-колтта из дер. Суоникюля у прялок с вере тёнами в руках. Фото Т. Итконен, 1913 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz