Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
739 СбНГЕЛЬСКИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ Wallen iusK .M . (Валлениус К.М.): «...Известен архив деревни Суоникю ля, самый ранний из документов от 1601г., а последний от 1775 г. Докумен ты наклеены на ткань, и самый длинный из них, подписанный Петром I,— в несколько метров длины. Архив сохранялся в деревянном, выдолбленном корытце (сундучке) с плотной крышкой. Прятали его под корнями дерева. Это место было известно лишь старейшинам деревни и двум доверенным ли цам. Когда кто-либо из них умирал, оставшиеся выбирали новое место для хранения архива. Русский этнограф Н. Харузин первым получил в свои руки бумаги от доверенного лица саамов-колтта —русского чиновника и опубликовал часть из них, хотя и с ошибками. Затем коронный фохт Петсамо Плантинг (Planting V. F.) получил в 1931 году и отдал эти документы в Хельсинки для изучения. В них содержались очень важные бумаги. Со временем короб (ла рец) возвратили в Суоникюля и снова спрятали. Во время так называемой Зимней войны финские солдаты нашли его в носовой части лодки на берегу реки Наутси. Беженцы саамы-колтта забыли там архив. Документы оформи ли в моем (Валлениуса) штабе в г. Рованиеми и затем оттуда отправили их в Государственный архив. Профессор И. И. Миккола (Mikkola 1.1.) издал саамский архив на финском языке в 1941 г. Из саамских документов ясно, что монастырские притязания вынужда ли лопарей обращаться за защитой непосредственно к царю, и цари, в т.ч. и Петр I, часто становились на сторону лопарей, в защиту их от буржуазии, монастыря и сборщиков дани. Петр I основательно разъяснил их (саамов) права, и документы это под тверждали. Но это счастливое положение продолжалось только 70 лет, до 1775 г., когда саамские рыболовецкие угодья начали сдавать в аренду. В Рус ской Лапландии начались трудные времена, которые продолжались до цар ствования Николая I. Затем русские правители стали обращать внимание на экономическое развитие Крайнего Севера на побережье Ледовитого оке ана». (Petsamo. Mittaamattomien mahdollisuuksien maa.—Helsinki, 1994.— S. 34.) Paasilinna E. (Паасилинна Э.): «Утрату старой деревни в бассейне реки Пот- клайоки саамы-колтта ощутили не очень остро, т. к. ее ягельники истощились, сухое топливо приходилось искать далеко. Самули Паулахарью посетил ста рую деревню Суэньель (Сонгельск) в 1914 году и услышал там сетования ста риков о назревшей необходимости переносить деревню на новое место. Это было совсем не ко времени, т. к. молодые мужчины погоста уходили на войну. Прежняя зимняя деревня лет 40 назад была на оз. Еррияури, в долине р. Лотты. Паулахарью побывал там и еще видел у края болота накренившуюся старую часовню. Зимняя деревня была не местом промысла, а местом зимовки. Промысел был в родовых угодьях. Из зимней деревни отправлялись последним путем — зимником, рыбачили на озерах, ожидали отела оленей, сушили и солили рыбу, собирали птичьи яйца и охотились на дичь. В зимнюю деревню ( Талвикюля ) возвращались только к декабрю, к началу нового года, везя с собой через болота и озерные плесы детей, оленей, овец, кошек, собак, скарб и часть улова. Зимняя деревня была центром социальной жизни. Здесь после долгого от сутствия встречались с представителями других родов. В это время селение навещали официальные лица: чиновники и священники. В деревне проводи ли полярную ночь, постились, молились, ходили в гости, устраивали сорев нования оленьих упряжек, коллективные игры, в которых участвовали как молодежь, так и старшее поколение, крестили детей,—жизнь была радостной и многоцветной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz