Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

736 в 1981г. от Матти Сверлова (Matti Sverloff), старосты деревни Ивало (Іѵаіо) в Финской Лапландии, уроженца Сонгельского погоста. Заглавие ее: „Архив саамской деревни". „Саамы-скольты сохраняли старинные документы, т. н. грамоты, в своих деревенских общинах, причем место хранения документов было известно ста­ ростам и двум другим доверенным лицам. Документы помещались всегда в корытообразный просмоленный деревянный ящик (ларец), который хранил­ ся либо под камнем, в расщелине скалы, либо под корнями больших деревьев. Места хранения были точно обозначены и знали о них только доверенные ли­ ца. Старый сонгельский архив периода 1601-1775 гг. находится в сохранности, но местонахождение документов последующих лет не известно. Летом 1938 г. тогдашний староста деревни Кирилл Филиппович Сверлов и доверенные лица Филипп Тиммасович Федоров и Иутса Иванкович Федоров заложили на хра­ нение сонгельский архив, спрятав его на одном из маленьких каменных ост­ ровов озера А.-Н. в расщелине большого камня. Просмоленный деревянный ларец, в котором были спрятаны документы, изготовил специально для этой цели Иутса Иванкович Федоров. В 1939 г., когда началась война, ларец с документами остался в потайном месте. Поскольку документы для племени скольтов представляли большую ценность, то все верили, что когда-нибудь их удастся найти. Тогдашний староста деревни Кирилл Филиппович Сверлов умер весной 1942 года. Поскольку нового старосту деревни на родовой территории избрать не удосужились, то место хранения документов никому не было сообщено. Теперь же все лица, имевшие отношение к закладке документов на хране­ ние, умерли, и у их потомков нет ясного представления о месте нахождения документов и, кроме того, остался ли ларец на упомянутом острове. О месте хранения архива мне рассказал мой предшественник, староста деревни Якко Филиппович Сверлов (умер осенью 1977 года), брат Кирилла Филипповича. Я же —Матти —старший сын последнего...“ < ...> А теперь о хранящемся в Государственном архиве Финляндии со­ брании древних грамот племени, среди которых и петровская, та самая... В пакете, присланном из Финляндии, ксерокопии переведённых на фин­ ский язык текстов грамот, фотокопии наиболее интересных... фотография самого ларца с вырезанными на его крышке личным клеймом Иутсы Федоро­ ва. Изучение сонгельского собрания началось в 30-е гг. 20 в. Опытный палео­ граф Борис Сильверсва воспроизвел текст документов на близкий к совре­ менному русский язык. Дальнейшее изучение взял на себя один из учеников крупнейшего знатока саамского языка и культуры Т. Итконена —И. Миккола (опубл. в 1941г.). Итак, обратимся к содержанию соснового ларца, наполненного тугими свитками наклееных на холст полос рукописных текстов. Самая древняя из грамот архива оказалась датированной 18 апреля 1601 го­ да. Она подписана Борисом Годуновым и адресована кольскому воеводе Федо­ ру Холопову. В документе, основанном на жалобе „новокрещенных лопарей", отмечены злоупотребления местной администрации, когда „кольские воеводы направляют стрельцов нести охранную службу, которые, прибыв в окрестно­ сти Падуна, заставляют лопарей таскать волоком вперед и назад их провизию, забирают у них лодки для несения сторожевой службы, берут себе у лопа­ рей в течение всего лета рыбу. Лопари же "по причине всех вместе расходов, обеднели и залезли в большие долги"". В тексте грамоты Годунова сообщаются и сведения о размерах и числе жителей Нотозерского погоста того времени. В нем насчитывалось 9 веж и 18 семей. В заключение документа говорится, что „если со стороны стрельцов к ло-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz