Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
733 СбНГЕЛЬСКИЙ ЛОПАРСКИЙ п о г о с т погост уже тогда был прямым продолжением древнего доисторического селе ния. Древние селения, с которыми издавна поддерживались контакты, были Патсйоки (лоп. Pattšveisijd) и Печенга (лоп. Paetsamsijd, финск. Petsamo, Moskovakyla). Эти селения (погосты) граничили между собой на северо-западе и севере; граница угодий проходила на северо-западе по водоразделу рек Патсйоки и Луттойоки, на севере и северо-востоке —по водоразделу реки Аккайоки. В прежние времена численность жителей была относительно стабильной (менее 100чел,— В .М .) . Жители принадлежали к 7 родам. В 1938 году каж дый из родов имел своего начальника, старшего —самого старого, отца се мейства. Вся территория погоста, т. е. бассейн реки Лотта с озерами и реками была разделена между этими семьями на семь родовых угодий. Озера, расположенные на границе родового угодья, могли быть переданы из одного угодья в другое по мере того, как увеличивалось число мужчин в одном роду и уменьшалось в другом. Леса находились в коллективном вла дении или же не принадлежали никому. Родовые угодья: бассейн Аккайоки —угодья сильного рода Сверловых, на юго-западе —рода Фофоновых, на северо-востоке —рода Киприановых. Самый важный общественный орган —собор (norraš или sobbar) —собра ние старших или глав семей. Он избирал старшину селения (sijd-šurr) сроком на один год и вручал ему посох начальника. Самая главная обязанность собо ра —следить за тем, чтобы каждая семья имела родовые угодья с достаточной площадью. Другие вопросы: — дополнение оленьих знаков —тамг; — раздел наследства; — выдача —возврат чужих оленей; — разрешение конфликтов; — вопросы семейного права и т. п. С началом скотоводства и земледелия женщины стали почти весь год жить на одном и том же месте, в селении, где-нибудь недалеко от лучшего лосо севого порога. Они превратились в животноводов и земледельцев. Мужчины еще долгое время занимались рыбной ловлей и охотой за пределами деревни, в древних родовых угодьях. У Сонгельского лопарского погоста была возможность сохранить древнюю лопарскую форму жизни дольше, чем у других лопарских селений, т.к. от западных влияний и от новопоселенцев его веками охраняла граница между Швецией и Финляндией». (Mika on lapinkyla ja sen funktio? / / Kalevalaseuran vuosikirja 51.— Helsinki, 1971.) В Сонгельске жила зажиточная семья Мошниковых, родовое угодье ко торой на западе было ближе всего к финнам. Она приобрела в 30-х гг. 20 в. корову, и в связи с этим годовой цикл семьи перестал быть регулярным, т. к. часть семьи оставалась круглый год около коровы. Niemi Е. (Ниеми Э.): «Suenjelsiidaen» (ф.): Suonikyla), русск. Сонгельск был единственным из четырех погостов, не имевшим выхода к морю. Он находил ся в лесном районе к западу от оз. Нотозеро (Nuettjaur). (Далее использует ся написание К. Никуля, т. к. сведения о Сонгельском погосте базируются в основном на его материалах). Финско-советская граница в период между войнами прошла через погост в юго-западном и северо-восточном направле ниях, так, что >/4 старой территории погоста отошла к СССР, вместе с самим поселением —Сонгельском. Бывшие сонгельские саамы стали финскими под данными, а те, что предпочли остаться на восточной стороне,—гражданами СССР. Некоторые перебрались на запад, также за пределы старого погоста, например, в Пасвик. Площадь погоста, отошедшая к финской стороне, состав ляла 4800 км2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz