Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
729 СбНГЕЛЬСКИЙ ЛОПАРСКИЙ ПОГОСТ жизненные потребности каждой семьи. На местах промысла, на берегах бога тых рыбой озёр вырастали сезонные родовые поселения скольтов. Любопытно, что при их строительстве сонгельчане избегали сбрасывать в реки и ручьи древесную щепу и опилки, чтобы, вынесенные в Лотту, они не могли навести на след их жилья чужаков. После длительного пребывания на местах промысла, в середине зимы, чле ны сийта возвращались в посёлок, местоположение которого менялось через каждые 30-40 лет, по мере того, как исчерпывались запасы дров в близле жащем лесу и скудели оленьи пастбища. В зимнем посёлке собирался совет глав родов племени, осуществлявший необходимые перераспределения промысловых угодий, ведавший продажей рыбы за пределы сийта, утверждавший рисунок знаков-клейм для мечения личной собственности и решавший другие насущные вопросы. В зимние месяцы жители по госта занимались изготовлени ем традиционной хозяйственной утвари; саней и оленьей упря жи, орудий охоты и рыбной лов ли. Женщины ткали из овечьей шерсти одеяла, вязали, шили из оленьих кож обувь и одежду, за нимались плетением из корней и трав и вышивкой бисером. Полным своеобразия был и ду ховный мир скольтов. Офици ально приняв христианство, они продолжали совершать жертво приношения обожествлявшимся ими каменным сейдам. В сре де племени было немало колду нов и прорицателей. Даже само название погоста трактуется как л происходящее от слова суенйе- 1 гас —нойд, шаман... К КОНЦѴ 19_ НачаЛѴ 20 СТО- ^ ис' ^95. Домашнюю утварь, сундуки и дорогие вещи саамы " _ „ , сохраняли в построенных рядом с тупой маленьких амбарах л е т И Й у к л а д С о н г е л ь с к о й о б - (aitta). Летом молодежь спала в них. В нижней части этого ШИНЫ ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ COXDa- двухэтажного амбарчика хранили мох и сено для овец на зи- г му, 1920-е гг. нил свою самобытность. Особен ности быта и духовного мира скольтов привлекали сюда многочисленных путешественников и ученых этно графов, среди первых в их числе были В. И. Немирович-Данченко, Н. Н. Хару зин, И. Фрийс, а позднее С. Паулахарью, Т. Итконен, К. Вилкуна, К. Никуль. С началом нашего столетия родовые земли скольтов стали ареной крупных политических и военных событий, навсегда изменив уклад племени. Вскоре после Октябрьской революции большая часть земель Сонгельского погоста отошла к Финляндии. Само зимнее селение Сонгель близ места впадения реки Акким в Лотту осталось в границах молодой Российской Федерации. Жители погоста стали гражданами Советской России и позднее вошли в число членов организованного в 1931г. колхоза „Лутто“. Бывшие же тогда на промыслах в западных угодьях сийта сонгельцы остались на территории Финляндии. За рубежом западные земли общины были разделены на 7 родовых территорий: Федоровых, Киприановых, Семеновых, Сверловых, Фофоновых, Гавриловых и Мошниковых. В юго-западной части бассейна Ньюаннама возникло и новое зимнее поселение скольтов Талвикюля. В одном из источников тех лет я на шел полный список жителей посёлка по состоянию на 1926 год. В их числе все лица, упомянутые в записке Матти Сверлова (см. здесь же: Саамский архив). Рис. 295. Домашнюю утварь, сундуки и дорогие вещи саамы сохраняли в построен ых рядом с тупой маленьких амбарах (ait a). Летом молодежь спала в них. В нижней части этого двухэтажного амбарчика хранили мох и сено для овец на зи му, 1920-е гг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz