Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

728 пазуху положила. А та все спит. Чудь пришла и убила ту женщину, что в ве­ же осталась спать; а все, что было в веже, все с собой унесла. Другая все в лесу сидит; две недели сидит, только ягоды ест. А ребята ревут —тоже есть хотят; грудь у ней высосали: молока не стало —кровь идет. Старик и мужья домой идут —видят женщина убита... Они испугались: не знают, что делать. Мужики переночевали, да опять в лес пошли. Идут и слышат, словно голос разносит —ревут. А собака у них была хорошая; они и сказали: „Собака, веди нас туда, где ревут“. Собака вела, вела под гору, да у горы ямка есть: там женщина сидит, волосы распущены и руки от голода опустились. У мужиков с собой олень был, на нем кладь везли. Женщина их узнать не могла. Они оленя убили и дали ей теплой крови пить, и ребятам дали, чтобы ожили; да огня наклали варить мясо стали. Неделю жили, пока она поправилась...» (Русские лопари.—М., 1890,—С. 364-365.) Козмин Н.: «Особенной славою и известностью пользуются нойды-колдуны Сонгельского погоста. Их слава так велика, что лопари других погостов бо­ ятся их и встречают их всегда с большим почетом. Колдунам именно Сонгель­ ского погоста приписывается способность вынимать из живого оленя сердце и печень, о чем свидетельствует много рассказов у лопарей». (Распространение христианства среди русских лопарей,—Архангельск, 1900,- С. 60.) Кошечкин Б.: «Первое упоминание о поселении и промысловых территориях скольтов под наименованием Суениель-сийт известно в датских документах 16 столетия. Гравированная в 1601 г. карта голландца Симона ван Саллин- гена явилась первым картографическим документом, указывающим древнее местоположение этого погоста на русских землях. .. .Писцовые книги Алая Михалкова дают представление о численности населения погоста на рубеже 16-17 столетий и об основных занятиях его жителей... Характерно, что на этом раннем этапе в описании промыслов сонгельчан еще не упоминается об оленеводстве, ставшем одним из опре­ деляющих направлений их хозяйственной деятельности в конце 19 —начале 20 столетий. Важнейшей вехой в истории Русской Лапландии явилась середина 16 сто­ летия, когда в 1532 году при устье реки Печенги, в непосредственной близости от границы сонгельской общины, иноком Трифоном был основан Печенгский монастырь и начато обращение лопарей в христианство. Вскоре после создания монастыря наступила очередь крещения сонгель- ских скольтов. Событие это произошло на их родовых землях, в бассейне озера Аллааккаярви, где находилось зимнее поселение, получившее назва­ ние Ристамен-сийт, Крестовый погост... Если до 1596 г. Печенгский монастырь теснил скольтов с севера, то те­ перь, после перевода Печенгского монастыря в Колу (1596 г.), под угрозой оказались исстари использовавшиеся населением обоих саамских погостов (Нотозерского и Сонгельского — В. М .) места лова сёмги на реке Туломе... Рост экономического, политического и военного влияния Колы не мог не ска­ заться на жизни сонгельской общины. Саамы-скольты несли на себе не толь­ ко постоянное бремя натуральной и денежной дани, но и прокорм даныциков, и содержание ямской гоньбы, и поставки продуктов питания и леса к во­ еводскому двору. Кольские стрельцы и посадские крестьяне нередко стали заниматься отловом сёмги и охотой в Туломской долине, исстари бывшей в исключительном ведении нотозерских и сонгельских общин. .. .Территория сийта, насчитывавшего в 17-18 столетиях от 100 до 200 жи­ телей, по числу родов делилась на несколько достаточно обширных угодий, в пределах которых осуществлялся цикл хозяйственной деятельности, сезон­ ных промыслов, преимущественно рыбной ловли и охоты, обеспечивавший

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz