Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

696 как во время прилива можно легко войти в бухту. Во многих местах возникают сильные прибрежные течения, водовороты; направление течения во время приливов (около 8 часов) на SO (юго-восток), а во время отливов (4 часа) —к NW (северо-запад). В узких местах течение имеет скорость 2 морских мили, что затрудняет вход судов в бухту. Нужно учитывать и направление и силу ветра. Осенью, зимой и весной преобладают юго-западные ветры (SW), с мая по июнь —северо-западные (NW), и в июле- августе —северные ветры (N), приносящие с собой холод, туман и осадки: дождь и снег. Летом обычно дождливо. Ясная погода в летний сезон бывает только при южных ветрах. Но больше, чем течений и ветров, опасаются рыба­ ки туманов. Тогда они не выходят на промысел, т. к. неизбежны столкновения судов друг с другом или крушения у берегов. Как уже упоминалось, большие заливы зимой обычно свободны ото льда, местами —частично. Но в них встречается лёд, принесенный течением впада­ ющей в губу реки. Лучшее время для движения судов —от Ивана Купалы до начала осени». (Petsamon maa.—Helsinki, 1919.—S. 44-47.) Двинин E. А.: «Северный морской путь из Московского государства в Запад­ ную Европу был открыт русским кормчими задолго до путешествия англича­ нина Ченслера, которому приписывается честь этого открытия. Путь этот был известен поморам уже в XV веке, если не раньше. В 1496 году царский дьяк Григорий Истома —посол Ивана III к датскому королю —совершил путеше­ ствие из устья Северной Двины до Тронхейма. Везли дьяка и его спутников четыре поморских корабля. Команда была набрана из местных мореходов, знающих пути в заморские западные страны. Это выдающееся для того времени путешествие прошло вполне успешно. Корабли по выходе из Северной Двины пересекли Белое море, благополучно миновали бурные волны у Святого Носа, прошли Семь Островов („гора семь") и, перетянув волоком свои суда через узкий перешеек между Средним и Ры­ бачьим полуостровами, проследовали дальше. В районе Тромсё посольство пересекло русско-норвежскую границу и добралось до Тронхейма, где рус­ ские корабли остались, а Истома добрался дальше до Копенгагена на санях. В следующем, 1497 году царские послы Дмитрий Зайцев и Дмитрий Ралев совершили путешествие из Копенгагена в устье Северной Двины. А экспедиция английского адмирала Виллоуби, в которой одним из ко­ раблей командовал Ченслер, состоялась полвека спустя. Корабли экспедиции, выйдя из Лондона, смогли добраться только до восточного Мурмана. Два ко­ рабля были выброшены бурей в устье реки Варзино, и здесь вся команда во главе с адмиралом Виллоуби погибла от голода и холода. А третий корабль, на котором находился Ченслер, случайно попал в Северную Двину. Из этого неудачного путешествия англичане создали миф об открытии якобы Ченсле- ром Северного морского пути из Западной Европы в Россию». (Край, в котором мы живем.—Мурманск, 1966.—С. 44, 45.) Сиденснер А. К.: «Так как пароходы Мурманского Общества в Мотовский залив не заходят, то я отправился в Малую Волоковую губу, на пароходе Мурм. Общества „Преподобный Трифон“ и затем, перейдя пешком по южно­ му перешейку Рыбачьего полуострова в Кутовскую губу, отправился оттуда на наемных рыбацких лодках для осмотра Титовской губы, вершины Мотов­ ского залива и гавани Озерко. По осмотре этих заливов, я перешёл пешком по северному перешейку, из гавани Озерко к вершине Большой Волоковой губы... Развитию колонизации на Рыбачьем полуострове много способствуют бо­ лее благоприятные местные и почвенные условия, по сравнению с другими гаванями Мурманского побережья. Выдвинутый далеко в море, Рыбачий по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz