Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
659 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ ного, соляного и прежде всего китового промыслов монастыря предпочитали, особенно во второй половине XVII века, жить вне его стен, главным образом, в Москве. Постепенно это привело к нарушениям и несоблюдению иноками монастырского устава, уходам из монастыря, пьянству. Монастырь постепенно терял и места рыбного и соляного промыслов. Их скупали богатейшие мона стыри России: Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев и Антониево-Сийский. Ко второй половине XVIII века роль и влияние Кольско-Печенгского мона стыря настолько ослабли, что он оказался в числе малых монастырей России и в 1764 году был упразднен. Монастырские храмы с их иконами, книгами и церковной утварью стали приходскими. Вместе с тем традиционные связи с художественными и духов ными центрами России, характерные для времени существования монастыря, не были прерваны. Так, в 1795 году при посредничестве монахов и игумена Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря в поморские церкви бывше го Кольско-Печенгского монастыря приехали иконописцы из делекого села Палех Владимирского наездничества. В частности, двое из числа палехских иконописцев Тихон Турин и Белоусов написали икону «Богоматерь Скорбя щая» для иконостаса церкви Петра и Павла в Понойском приходе Кольского уезда. <.. .> В 1891-1896 годы Трифоно-Печенгский монастырь был возобновлен. В 1891- 1896 годы к монастырской церкви Сретения были пристроены два придела с церковью Успения Богоматери и церковью Зосимы и Савватия Соловецких. Одновременно в Сретенском храме и его приделах были возведены резные золочёные иконостасы. Следует отметить, что еще за несколько лет до воз обновления Трифоно-Печенского Троицкого монастыря в Сретенской церкви в 1817 году по предложению архангельского военного губернатора А. Ф. Кло- качева была установлена кованая серебряная рака над гробницей с мощами преподобного Трифона. Рака размещалась у южной стены храма. Она была покрыта плащаницей с шитым изображением преподобного Трифона в рост. В церкви также нахо дилось несколько икон с изображением Трифона как в простой монашеской одежде, так и в схиме. Одна из икон, считавшаяся самой древней и особо по читаемой народом саами, имела массивный кованый серебряный оклад. Она размещалась рядом с ракой Трифона. Трифонов Троицкий Печенгский монастырь, основанный в XVI веке вда ли от основных духовных и художественных центров России, в суровой мест ности заполярного края, на протяжении нескольких веков не утратил свя зи с исконными, высокими традициями русской духовной и художественной культуры, прежде всего в просветительстве, христианизации коренных наро дов Севера, в деревянном культовом зодчестве и искусстве иконописи. На про тяжении нескольких веков после набегов воинственных шведов и опустоши тельных пожаров монахи монастыря с помощью искусных плотников Русского Севера вновь и вновь возводили величественные рубленые храмы и наполня ли их резными золочеными иконостасами, красочными дорогими иконами, написанными известными, популярными в России иконописцами. Тщательное выявление и реставрация художественных памятников Печенгского Троиц кого монастыря, изучение письменных источников и архивных документов, связанных с многовековой историей церковного строительства и миссионер ства его игуменов и монахов, позволит восстановить одну из ярких страниц истории православного монашества и окраинных обителей России». (Церковные мастера и иконописцы Печенгского Трифонова Троицкого монастыря / / Страницы истории отечественного искусства: ХІІ-ХХвв. / Гос. Русский музей.—СПб., 2004.—Вып. X,—С. 21-27.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz