Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

658 городской черты на другом берегу реки Колы. Но только в 1635 году по на­ стоятельной просьбе игумена Кольско-Печенгского монастыря были возоб­ новлены отдельные, важные для жизни монастыря документы, прежде всего жалованные царские грамоты на земельные наделы, рыбные тони, соляные варницы и торговые льготы. В Кольском остроге также были сохранены церковные места, на которых впоследствии монастырь восстановил отдельные храмы. В 1680-е годы мона­ стырские церкви, стоящие в Кольской крепости, вновь сгорели. В 1696 году холмогорские и онежские (Каргопольского уезда) плотники подрядились за 150 рублей построить вместо сгоревших храмов на монастырских церковных местах в Кольском остроге две новые церкви в одном здании: «церковь Тро­ ицы с трапезною и с келарской да придел Успения Богоматери». Плотницкие работы выполняла артель из 12 человек во главе с «мастером первой руки» плотником Федором Герасимовым. В период строительства деревянного храма иконописцу Игнатию было поручено игуменом монастыря приступить к напи­ санию икон в иконостас строящейся церкви. К 1698 году иконописец написал и сдал строителю монастыря Павлу икону «Апостолы Петр и Павел», пред­ назначавшуюся для местного ряда иконостаса. После завершения работы над одной иконостасной иконой местного ряда иконописец Игнатий по какой-то причине уехал из монастыря. Летом 1699 года Троицкая церковь была завершена строительством. 16 сен­ тября строитель Печенгского монастыря Павел подал челобитную Холмо­ горскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить иконописцу Пав­ лу Алексееву написать иконы в «новопостроенную» церковь. Павел Алек­ сеев, уроженец Холмогор, был хорошо знаком архиепископу Афанасию, так как, будучи стрельцом, длительное время находился на службе в Холмого- рах и одновременно по заказу архиерейского дома писал иконостасные иконы для ряда холмогорских церквей и Спасо-Преображенского собора. Переведен­ ный на стрелецкую службу в Кольский острог, оказавшись рядом с Кольско- Печенгским монастырем, Павел Алексеев неоднократно выполнял иконопис­ ные работы —писал небольшие праздничные иконы для раздачи «нужным людям в почесть» по заказам игумена и строителя монастыря. Разрешение на выполнение крупного, контролируемого епархиальной канцелярией заказа, Холмогорским архиепископом было дано, и Павел Алексеев приступил к на­ писанию иконостасных икон. Однако еще раньше в сентябре, но 1698 года, тот же архиепископ Афанасий дал разрешение писать иконы в новопостроенную церковь Живоначальной Троицы каргопольскому иконописцу Ивану Яковлеву Баженову. Право Баженова писать иконостасные иконы в Троицкую церковь было подкреплено вкладом в монастырь на письмо святых икон «100 руб­ лей денег торгового человека» и дипломата Леонтия Романовича Неплюева. Иконописца Ивана Бажанова хорошо знал Леонтий Неплюев. < ...> Делили ли огромный заказ на писание икон для высокого многорядного иконостаса Троицкой церкви Кольско-Печенгского монастыря живший в Коле стрелец и иконописец Павел Алексеев и постоянно живший в Каргополе ико­ нописец Иван Бажанов —неизвестно. Спорное дело о том, кому писать иконы для монастырской Троицкой церкви, очевидно, было и неоднократно обсужда­ лось властями монастыря. Об этом свидетельствуют нечеткие, расплывчатые упоминания в документах монастырского архива. < ...> Исполнителями мо­ настырского заказа стали оба иконописца. Иван Бажанов осенью 1698 года приступил к написанию икон и к концу летнего сезона 1699 года исполнил несколько образов для верхних рядов иконостаса. Больше по неизвестной причине к исполнению заказа он не возвращался. Остальные иконы высокого иконостаса с осени 1699 года писал Павел Алексеев. < ...> Управление монастырем, его разбросанными на огромной территории про­ мыслами и разрозненными храмами оказалось крайне трудным делом. К тому же игумены необъятно разросшегося, получавшего огромные доходы от рыб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz