Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

656 Мальцев Н. В.: «Трифоно-Печенгский Троицкий монастырь... На протяже­ нии нескольких веков монастырь играл важную роль в деле христианизации и просвещения саамского (лопарского) населения края, в торговле России со скандинавскими странами. На доходы от рыбного, китового и соляного промыслов, на денежные вклады в монастырь царской семьи и богатых про­ мышленников, купцов Русского Севера монастырь не только застраивался деревянными храмами, пополнялся церковной утварью, иконами и книгами, но и возводил множество церквей в лопарских погостах и стойбищах оленево­ дов. Иконы для этих церквей частично писались монахами самого монасты­ ря, а большей частью, как и церковная утварь, создавались иконописцами, серебряниками, медниками и резчиками по дереву и кости соседних Канда­ лакшского и Соловецкого монастырей и беломорских сел и городов, а также искусными мастерами, приезжавшими на Север, бравшими дорогие подряды мастерами из Великого Новгорода, Суздаля и Палеха. < ...> Очевидно, из Новгорода на р .Печенгу были привезены самим Трифоном или торговыми и промысловыми людьми, часто бывавшими в Новгородском посаде, и первые храмовые иконы. < ...> С периодом игуменства Трифона связано строительство ряда деревянных храмов не только в монастыре, но и на близлежащих землях заполярной тундры. Миссионерская деятельность Трифона-игумена и церковное строительство самого северного монастыря в России обретают широкую известность. В ар­ хивных документах, летописях и житиях святых Севера, в других письменных источниках второй половины XVI века в числе покровителей и вкладчиков в окраинный северный монастырь икон, церковной утвари и книг чаще дру­ гих называются сыновья Ивана Грозного церевичи Иван и Федор, а также игумены, келари и казначеи не только богатейшего соседнего Соловецкого монастыря, но и Евфимиевского монастыря в Суздале. Особенно активны­ ми художественные связи Суздальского монастыря с поморским Печенгским были в периоды, когда игуменами здесь становились монахи-выходцы из Со­ ловецкого монастыря или люди, хорошо знавшие лиц духовного звания, слу­ живших священниками в храмах г. Торжка. Так, в период игуменства Трифона в Печенгский монастырь неоднократно поступали ценные вклады и в числе их иконы из Суздальского монастыря. 15 декабря 1583 года игумен Трифон умирает, и с его смертью заканчивает­ ся первый наиболее значительный период церковного строительства и форми­ рования иконного и книжного фонда монастыря. В 1590 монастырь подвергся нападению шведского войска. Были разорены его храмы, разграблена ризни­ ца. В приписной к монастырю Успенской пустыни была сожжена деревянная Успенская церковь, при пожаре сгорели и монашеские кельи пустыни. Через некоторое время Трифонов Троицкий монастырь соединился с другим, осно­ ванным соловецким монахом Феодоритом, Кольским Троицким, существовав­ шим в Коле с начала XVI века. По существу произошло объединение двух Троицких монастырей: Трифоно-Печенгского и Кольского. Монастырь стал называться Кольско-Печенгским Троицким. Характерно и другое: находясь в Кольском остроге, он сохранил церковные постройки и земельные наде­ лы в бассене реки Печенги, рыбные тони Мурманского побережья, а также соляные варницы на Кольском полуострове Трифоно-Печенгского монастыря. В 1610 году царь Василий Шуйский и в 1622 году царь Михаил Федорович жалованными грамотами подтвердили не только торговые и судебные льготы Кольско-Печенгского Троицкого монастыря, но и его право владеть прежними земельными наделами, морскими тонями и соляными варницами, всем, чем владели оба Троицких монастыря. < .. .> В 1619 году постройки Кольско-Печенгского монастыря сгорели во время пожара в Кольском остроге. В огне погибли многие иконы, сгорели царские грамоты и книги хозяйственной отчетности монастыря. В этом же 1619 году началось строительство деревянных храмов монастыря на новом месте, вне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz