Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

655 ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ ну от братии Печенгского монастыря —казначея иеромонаха Ионы, отца- исповедника иеромонаха Варсонофия, монахов Акакия и Досифея от 14 фев­ раля 1944 года прошение: продолжающиеся боевые действия на территории нашего монастыря делают нашу жизнь здесь невозможной, и каждый день над нами висит угроза смерти. Кроме того, мы потеряли нашу святую цер­ ковь, военные забрали ее в свои руки. Большая часть монастырских зданий, жилых и др. строений уничтожена, так что жить мы вынуждены в тесноте и безысходности. В уцелевших зданиях размещены солдаты, часть пристроек приспособлена для лошадей. Все это мы переносим покорно, потому что нам и поселиться больше негде. Потому смиренно просим разместить нас в руко­ водимом Вами Валаамском монастыре. Нас подтолкнуло к такому решению еще и то, что на Валааме живет бывший настоятель Трифоно-Печенгского мо­ настыря почитаемый нами о. Иоанн и трое наших монахов —диаконы Леонид, Антоний и Алексий. Мы хотим вместе с ними до конца дней своих служить смиренно Богу и покорно просим на это Вашего благословения...». Спустя два дня на собрании Правления Валаамского монастыря было решено взять печенгских монахов к себе, несмотря на то, что сам монастырь испытывал нехватку жилых помещений. Печенгские монахи прибыли в Новый Валаам 20 июня 1944 года и про­ должили там богослужения совместно с валаамскими собратьями по вере. Печенгский монастырь и в составе Ново-Валаамского монастыря оставал­ ся структурным подразделением под собственным наименованием. Отдельно велись учёт и регистрация людей. Бывший руководитель Печенгской обители казначей о. Иона скончался 28 октября 1952 года. О. Варсонофий —на 5 лет позднее, в июле 1957 года. Последний из печенгских монахов —Акакий —до­ стиг весьма почтенного возраста —110 лет. Он сохранял трудоспособность до 100 лет, а живость и ясность ума —до самого момента кончины 30 января 1984 года. Он был прилежен в молитвах и был настоящим подвижником, да­ ющим пример своему окружению и молодым. С его кончиной деятельность Трифоно-Печенгского монастыря можно было считать завершившейся. Но духовное наследие этого монастыря и его основателя Преподобного Трифона живо и в наши дни, особенно среди потомков православных саамов. Они под натиском Зимней войны были эвакуированы со своим монастырем. Теперь они и их потомки живут в коммуне Инари (Финляндия), свято чтя память Преподобного Трифона. Финская Православная Церковь поддержала попытки бывших печенгских саамов продолжать традиции духовной жизни, сложившейся на Печенге. Перед началом войны они были отнесены к Вы­ боргской епархии, после войны —к Хельсинкской. В 1969 году помощником епископа Финской Православной Церкви был избран епископ Иоханнес, по­ лучивший титул епископа Лапландии. В 1979 году основана новая епархия в г. Оулу. Ее епископ митрополит Лео сделал много полезного для бывших печенгских саамов, для углубления их духовных традиций. Они получили мо­ литвенные книги и Евангелие от Иоанна в переводе на их родной язык. Для их прихода и обеспечения его работы в г. Ивало создано управление. Для богослужений по православным традициям построены и освящены часовни и церкви в Ивало и Севеттиярви; в Неллими в 1988 году освящена церковь, построенная как памятник Трифоно-Печенгскому монастырю и его основа­ телю преподобному Трифону. Ее архитектурные формы выдержаны в стиле построенной в 1707 году над местом захоронения преподобного Трифона Сре­ тенской церкви. История Печенгского монастыря —это история расцвета и могущества, разорения и почти полного уничтожения, возрождения из пепла и нового уничтожения, затянувшегося на полстолетия. Для истории это не такой уж длительный период, главное —что память о Печенгском монастыре и его ос­ нователе преподобном Трифоне жива и находит отклик в сердце каждого православного. (Мир Севера.—1999,—№ 5-6.—С. 72-74.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz