Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.
654 дию, взять с собой 500 финских марок и продуктов по 50 кг на каждого человека. В мае мы приплыли на судне в Лиинахамари, в Петсамо и оттуда далее в карантин в Виртаниеми, где мы должны были провести еще 2,5 месяца. В середине августа возвратились в монастырь. Кругом были следы войны. К счастью, святыни были сохранены самым чудодейственным образом. Нам оставалось продолжать службу и уповать на лучшее будущее». Главный Братский корпус (в Луостари) без всякого спроса был занят армейским летным батальоном финнов, и вернувшиеся из плена монахи посе лились в двух уцелевших зданиях. Центром в монастыре стало построенное в форме креста здание. Несколько складских подсобных зданий не сгорели и по-прежнему ис пользовались для хозяйственных нужд. Сретенская церковь чудом осталась невредимой, однако, богослужения в ней могли проводиться лишь три раза в неделю. Не хватало муки для просфор, масла для церковных подсвечников. Понятно, что настроение у всех было подавленное, и многие изъявили жела ние переселиться в Коневецкий (Коневский) монастырь. Архиепископ Герман направил монастырского наблюдателя из Валаама —Исаакия —с целью сде лать проверку в Печенгском монастыре. Итоги проверки были обсуждены на общем собрании правления монастыря и братии. О. Исаакий рассказал о трудном положении в данный момент финской православной общины в Пе ченге. Более 70 процентов населения было эвакуировано в разные места. А Печенгскому монастырю повезло в том, что он продолжал существовать и функционировать на своем первоначальном историческом месте. Поэтому очень важное значение для всей общины имело стабильное положение Пе ченгского монастыря. На собрании присутствовали все 12 монашествующих. Была высказана единодушная просьба: прислать нового настоятеля. По возвращении на Валаам о. Исаакий составил обстоятельный отчет о по ездке. По его мнению, не было основательных причин для приостановки дея тельности Печенгского монастыря, наоборот, были некоторые основания для надежд на его упрочение. Проводились ремонтные работы, люди приспосаб ливались к сложившимся условиям жизни, обустраивались, как могли. Мир возвратил в Петсамо и туристов, и монастырь получал от них свою долю доходов, как в прежние годы. Отношения между людьми в монастыре были деловыми и доброжелательными, нужен был лишь духовный пастырь, настоятель. Но из своих выбрать настоятеля не представлялось возможным, мало кто из братии возвратился в монастырь. Пытались выяснить судьбу бывшего настоятеля иеромонаха о. Паисия и новичка-послушника Фёдора Абросимова. Обращения в министерство иностранных дел не приносили ре зультатов. Позднее прочитали в советской прессе, что о. Паисий осужден как «враг народа». В начале войны, летом 1941 года, по планам германской армии Петса мо был использован как коридор и плацдарм для нападения на Мурманск. Жизнь монахов в монастыре, оказавшемся в центре боевых действий, стала невозможной. Министерство просвещения Финляндии побуждало церковное управление позаботиться о перемещении из монастыря находящихся там мате риальных ценностей. Церковное оборудование и инвентарь перевезли в ноябре 1942 года в хранилище церковного управления в г. Куопио (Финляндия). В пе ревозке и подготовке к эвакуации оказал помощь и ранее не раз помогавший монастырю Юрьё Ряме. Упаковано было 9 ящиков. Сретенская церковь была превращена в армейский склад лекарств. Бого служения проводились лишь по выходным дням и праздникам в келье монаха Акакия. В марте 1944 года настоятель Валаамского монастыря в Хейнявеси игу мен Харитон получил письмо, выдержку из которого приводим: «.. .Его Вы сокопреосвященству. .. настоятелю Валаамского монастыря игумену Харито
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz